Аннотация

Париж. Будущее. Эпоха постапокалипсиса.  Космический корабль межгалактических странников зависает над землей, где властвует неофашистская диктатура. Представитель внеземной цивилизации Джокер, он же Никпол, сходит на землю преследуя свои цели: воплотить идею великого синтеза и продлить свой род. Для второй цели он выбирает земную девушку Джил, обладающую уникальными способностями. На сцене разворачивается детективный сюжет: Джокер сталкивается с опасными противниками в лице Офицера и его сподручных, которые стремятся воспрепятствовать ему, опасаясь, что люди пойдут за ним, выбрав свободу. Противостояние нарастает, Джокер решается идти до конца, впереди его ждет главное испытание: бой по правилам шахмат и бокса с давним соперником Джоном Ло… Но Джил против его выбора смертельного поединка, она верит, что спасения можно достигнуть иной ценой, не жертвуя главным… Что выберет Джокер – любовь или победу! Перемены в жизни человечества или собственную славу?..

Что хочет сказать главный герой? Что процесс трансформации реальности и сознания уже происходит и нам надо быть готовыми к условиям нового времени, готовыми во всех смыслах. Что Любовь не променять ни на что, даже на победу. Что нельзя бояться, падать духом, иначе потеряешь всё, и в первую очередь Любовь. А она есть сила жизни, ее источник.

Традиция и современность — это только дороги в Будущее…

Марат Шахманов

Непроторенными дорогами идти всегда сложней, так как любая работа в сфере эксперимента вызывает вопросы, и, прежде всего у самих авторов действа. А в данном случае и исполнители становятся как бы соавторами и генераторами новых идей, рождающихся в русле общей идеи и авторского замысла. И это очень важно в контексте претворения синтеза, становящегося необходимым условием принятия духа новой эпохи, связанной с космическим влиянием системы Водолея.

Кстати, у нас главный герой, героиня и еще один герой — яркие представители этого знака, созвездия, чье предназначение не просто ломать традиции и устои, проповедовать свободу, новое мышление, но и стирать непреодолимые границы между космическим и земным, сознанием и подсознанием, творчеством и другими сферами деятельности человеческого духа, раскрывать в личности скрытые экстраординарные способности. Ведь Уран — движущая сила всего нового, выступающего против всего устаревшего, подающегося под видом традиции.

Да, подобными возможностями, предоставляемыми этими покровителями, может воспользоваться, как один, так и другой антагонист, поэтому неспроста у внимательного зрителя возникают вопросы: а на чьей стороне Джокер, кто он в этой парадигме нового времени?

Джокер или Ник Пол, ясно говорит о свободе человека, о праве мыслить несистемно, а его вызов — вызов диктатуре.

Конечно, для тотального добра этого может быть недостаточно. А любить может и отрицательный герой… И все же… Возможно самопожертвование ради жизни другого делает его стороной добра вне всяких парадигм. Здесь он освобождается от всего, в том числе и от своих ментальных конструкций, выступающих как инструмент для достижении цели..

Главный герой пьесы, посвященной Ипе Рубингу, «Джокер», хоть и исповедует схожие с ним идеи, тем не менее не имеет прямого прототипа в его лице, а является вымышленным персонажем, художественным образом, через имя становясь даже ближе к сценическому двойнику Рубинга (to Joker), в котором он посредством перформансов выражал себя, свои мысли во многих точках земного шара. Похожим образом Джокер из пьесы связан и с другим персонажем другой бэкграундовой для нас истории — Никополем Энки Билала, сошедшего в земной мир с космического объекта, вступив в поединок по правилам бокса и шахмат со своим оппонентом Джонэлвисом. Не связан ли с ним, с Никополем и сам Ипе, воплотивший в нашей реальности художественный сюжет, послуживший мифологическим фундаментом в процессе создания им нового интеллектуально-физического синтеза? Конечно.

С этого момента Джокер стал жить в двух как бы параллельных реальностях, проявляя себя в художественных образах, в частности и в данной пьесе. Воплотясь в драматургическом Джокере, чей авторский псевдоним Ник Пол, отныне он несет в себе черты тех двух персонажей и самого художника-спортсмена, чья жизнь так трагически и необъяснимо оборвалась.

Мир фантазии предлагает нам свои сюжеты, новых героев, конфликты и борьбу главного героя за самые важные для него ценности — любовь и прогресс, ради чего он готов пожертвовать всем, что принадлежит ему…

В своем монологе герой раскрывает главные смыслы собственного мировоззрения, убеждает в уникальности своего замысла, говорит о бесконечной силе творческой энергии человека, которая дороже нефтяных и золотых месторождений; бросает вызов самому себе. Через образы и фигуры королевской игры, он постигает мир, себя, свою любовь, ради которой во многом он и проделал сложный путь трансформации своего «Я» в трехмерное пространство…

Важно, что философия и искусство снова возвысились в данном контексте и вошли в равновесие со спортивной составляющей идеи шахбокса. Иначе идея этого направления, как интеллектуально-физического синтеза, имела риски выдохнуться и упроститься наподобие многих других видов единоборств. А это стало бы крахом идеи Ипе, поэтому мы подняли его знамя, знамя Художника, уравновесив, насколько это возможно, спорт и арт. Несмотря на высокий интеллектуальный базис шахматной игры, даже они не создают сами по себе каких-то отдельных форм искусства и являются лишь частью спортивного состязания, что уже, бесспорно, делает его наполненным, но не актом искусства. Потому важно было оживить шахматы, привести их в тотальное движение (через бой), приоткрыть их метафизический аспект.

***

Аннотация к спектаклю от актрисы Дарьи Савиной (Бэтти).

Спектакль-антиутопия по авторской пьесе с элементами пластической хореографии и живым вокалом.

Постапокалипсис. Париж будущего. Неонацисты у власти, на дворе диктатура фашизма. Человек лишь винтик в системе. (здесь отсылка к графическому роману Э. Билала. — прим. авт.)

Ник Пол, он же Джокер — бунтарь, художник и просто пришелец с Нептуна, поневоле застрявший на Земле, желает свободы людям и создаёт новый вид спорта для тренировки интеллекта и силы — чессбоксинг (шахматы + бокс).

Он выигрывает  битву за битвой, набирая популярность в народе. Это легко, когда в руках суперсила гипноза и за его спиной сам бог неба — египетский Гор.

Джокер вызывает опасения  у правительства, которое воплощает собой Офицер.

Чтобы его услышало больше людей, Джокеру предстоит стать земным существом и сыграть по-человеческим правилам.

Намечается бой со старым противником — Джоном Ло.

Представитель Системы, чемпион, материалист до мозга костей, Джон выступает под флагом своего государства и настроен решительно. Для него это не просто игра.

Каждому есть что терять и за что бороться. У каждого свои сторонники и противники, своя Любовь и ненависть.

Ставки высоки и всего только один шанс.

Судьба приводит их к реваншу в баре «Нептун».

В финальном бою решится, кто останется на этой Земле…

Илья Береснев о спектакле

Премьера спектакля Марата Шахманова «Джокер. Последний ход»

Пьеса Марата Шахманова, драматурга и основоположника шахбокса (chessboxing) в России, была поставлена на сцене учебного театра Высшей Школы Сценических искусств К.А. Райкина 28 января 2023 года, в Москве. «Джокер. Последний ход» — самостоятельное театральное произведение, о котором я хочу рассказать как об отдельном культурном явлении. В посте делюсь свежими впечатлениями о спектакле …

Сюжет 

В основе сюжета — противостояние двух чемпионов по шахбоксу, спорта провозглашающего эру человека нового мышления, Ника Пола (он же Джокер) и Джона Ло. История борьбы разворачивается в мире будущего во Франции, в которой установился тоталитарный режим. Ник же является пришельцем с другой планеты. Он принимает человеческий облик и жертвует своим исключительным положением и способностями, чтобы состязаться с Джоном на равных. Как человек с человеком …

Творчество

Для Ника шахбокс является не столько спортом, сколько формой для творческой реализации. Конечно, за образом этого персонажа стоит художник, жертвующий репутацией, благополучием, здоровьем — собой — ради искусства. Джокер — творец, который будет гореть ярко, пока не угаснет в роковом поединке с Джоном. И если путь Джокера-бойца конечен, то путь Джокера-творца простирается за пределы физического существования.

После спектакля была конференция, посвященная не так давно ушедшему Ипе Рубингу, художнику, давшему шахбоксу жизнь в реальном мире (в мире идей отцом шахбокса является Энки Билал).

Энергия

Роли исполнили молодые актеры, танцоры, музыканты и спортсмены. Хореография и вокальная музыка вкупе с боевыми сценами создали ощущение энергичного жизненного потока, завораживающего и захватывающего. Такого потока, в который мы погружаемся, наблюдая за техничными боксерами, создающими новый мир, в котором главенствуют гармоничные телесные движения.

Синергия

На сцене произошел синтез разных по содержанию искусств: театра, музыки, танца, шахмат и бокса. Торжество синергии. Именно таким мне представляется путь развития человеческой культуры, стремящейся сегодня достичь баланса в своем невероятном многообразии.

Было радостно разделить этот уникальный опыт.

Илья Береснев — кандидат философских наук, президент Федерации шахбокса Татарстана.

https://kazan-boxing.ru/joker/

#МаратШахманов #ИпеРубинг #chessboxing

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *