ГЛАВНАЯ СТИХИ ПРОЗА ВИДЕОПОЭЗИЯ ДРАМАТУРГИЯ ПУБЛИЦИСТИКА АВТОРЫ КОНТАКТЫ

Карта памяти — Иран

Kerman
Не учил я в школе географию,
Не искал на карте я Восток
И узлы наземных мегатрафиков
Показать на карте я не мог.

Но манили тайнами своими
Страны мира дальние меня,
Был в мечтах я в Греции и в Риме,
Был в Египте на закате дня.

Путешествовал по жаркой я пустыне
В поисках святой воды Замзам,
Плыл один на белоснежной льдине
К Антарктическим холодным берегам.

Шёл я, пробирался я сквозь джунгли
В Амазонию, в затерянную даль.
На вершине мира Джомолунгме
Я искал потерянный Грааль.

И звала Страна одна восточная
Голосом знакомым мне, родным,
Всех проникновенней, всех настойчивей,
Как взывает мать к сынам своим.

И пошёл я скрытою тропою,
Сквозь нагроможденье букв и слов,
Вольною, незрелою строкою,
Пробивая путь в долину снов.

И не зная ни имён-названий,
Ни маршрута точного, душа
Вспомнила, что видела в Зерване,
В мир земной в беспамятстве спеша.

И рука послушным жестом вывела
На листе исписанном шесть букв…
Шесть заветных, рукотворных символов
Я прочёл и тайну понял вдруг:

О, Керман – обитель древней жизни,
Часть пути земного моего,
Верность в годы страшные отчизне,
Вера в Мифру – света божество.

Долгий путь в негласной касте кшатрия —
Воины распятые мои,
Гибель в битве на просторах Бактрии,
Слёзы горя, Персия, твои.

И твои молитвы… Твои руки
На груди израненной моей,
Ощущенье смерти и разлуки,
Грусть в глазах любимых сыновей.

…Не учил я в школе географию,
И не знал, что город есть – Керман,
Но исторг из памяти его и в графике
Русских букв изобразил Иран.

 
 

Июль 2012

 
Иран — это одна из тех цивилизаций, которая есть и будет быть, независимо от изменений идеологических векторов внутри конкретного государства, представляющего на том или ином этапе эту Великую цивилизацию. Элам, Бактрия, Мидия… Иранский мир, как метакультурное образование в пределах ойкумены жизнедеятельности ираноязычных племён, берёт своё начало со времён появления на исторической арене династии Кеянидов, царя Виштаспы — покровителя пророка и маздеистского жреца Заратустры. С ними связана целая плеяда великих народоводителей и родомыслов из рода Кавиев (Кеяниды). Далее к лидерству в иранском мире приходят Ахемениды, при которых мощно развивается держава, но ослабляется стержневая религия зороастризм, эстетику которой эта династия направляет на себя, от чего происходит обратный процесс, противоположный проникновению религиозного откровения в глубины народных масс. Обозначается и внешняя угроза. Но даже после разрушения империи ахеменидов и прихода к власти селевкидов, Иранская цивилизация продолжает свой путь, объединяя не только иранские племена, связанные с сердцем Ирана Фарсом, но и т.н. окраинные народы Иранского мира, куда входили и поздние скифы, саки, массагеты, апарны, ставшие основой Парфянского царства, ещё одного центра Иранской метакультуры. После парфян к власти приходят, если так можно выразиться, автохоны Фарса — династия Сасанидов. После крушения сасанидской империи Иран терпит новую катастрофу, связанную с внешним вторжением, на это раз со стороны арабов, а затем тюркских племён. С этих пор наступает исламская эпоха Ирана, со своим особым путём — шиизмом, приобретающим впоследствии мессианско-эсхатологические черты, всецело пронизывающие, в своём смысле и значении, именно учение Зороастра. Несмотря на столь серьёзные изменения в этнополитическом и религиозно-мировоззренческом аспектах, Иран продолжает свой особый путь. «Солнце ариев» сменила власть аятолл, но Иран остаётся Ираном, эксзистенция, существование которого неизменно в историческом времени…

 

М. ШАХМАН.
 

просмотров: 154 Опубликовано Разместил: administrator размещено в Стихи

Добавить комментарий