Repetition
05.07.2022

Постановка по повести И. Бунина «Митина любовь»

Автор: administrator

Иван Алексеевич Бунин – поэт, писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, родился 22 октября в 1870 году в городе Воронеже в Российской Империи. С народным фольклором Бунин познакомился в детстве в Орловской губернии, куда вместе с семьёй переехал в фамильное имение. Здесь и начался его плодотворный творческий путь. Кумирами юного литераторами были Пушкин и Лермонтов; в начале творческого пути он стремился подражать им в своих стихах. Талант Бунина рос, его язык, стиль обретали самостоятельность и в то же время неразрывную связь с истоками великой русской литературы.  В своих рассказал Бунин проникал в русскую душу, исследовал её, рисовал её образы и судьбы в трагических тонах, отображая реальные события и перипетии эпохи. Среди таких произведений: рассказы «Сила», «Хорошая жизнь», «Князь во князьях», «Лапти», повести «Деревня» и «Суходол».

Настоящее признание пришло в 1909 году, Академия наук наградила Ивана Бунина Пушкинской премией за третий том Собрания сочинений. Бунин стал обладателем звания почетного академика по разряду изящной словесности, а в 1912 году почетным членом Общества любителей русской словесности.

В ранней прозе Бунина особенно ярко воплотились его любовные искания, его первая несчастливая любовь, из-за которой он мог, как опасались друзья, расстаться с жизнью. После романа с Варварой Пащенко, которая стала его первой любовью, был неудачный брак с Анной Цакни, оставивший болезненный след и сложные, драматические воспоминания в его душе, что вновь отражается в его творчестве. Лишь после этого писатель встречает свою настоящую любовь – Веру Муромцеву, с которой прошёл все излучины земного пути на родине и в эмиграции. Именно Вера стала его дамой сердца, его единомышленницей и верной спутницей в дни радости и скорби. Примечателен тот факт, что обвенчаться пара смогла лишь спустя шестнадцать лет после первого знакомства, в 1922 году уже будучи за границей, в Париже.

Большевистский переворот и революцию Бунин воспринял как трагедию России и русского народа. Выбора не осталось, он покинул родину, найдя прибежище в столице Франции, которую ещё называли «уездом русской литературы», из за обилия там русских эмигрантов из литературной среды. В Европе рьяно выступал против большевиков, став одной из крупной фигур антисоветской оппозиции, за что в Советской России его «заклеймили» белогвардейцем. Заграницей стали издаваться его прежние, дореволюционные произведения. Он пишет новые рассказы и повести, среди которых «Роза Иерихона», «Солнечный удар», «Божье древо», «Митина любовь» и др.

В 1933 году он завершил один из самых значимых трудов своей жизни «Жизнь Арсеньева». В этом же году он получил Нобелевскую премию по литературе, при этом оставаясь непризнанным на родине.

Большую часть премии Бунин потратил на помощь нуждающимся, именно на помощь, так как благотворительностью это было сложно назвать, ведь тратил он, практически не считая денег и не думая о себе, в результате чего в скором времени окончательно обеднел.

«Пальцы в трещинах от холода, не искупаться, не вымыть ног, тошнотворные супы из белой репы, – писал он. – Был я «богат» — теперь, волею судеб, вдруг стал нищ, как Иов. Был «знаменит на весь мир» — теперь никому в мире не нужен, — не до меня миру!»

Вторая Мировая война примирила Бунина с родиной. Он забыл все идеологические разногласия, распри и всеми силами поддерживал Россию в войне с фашизмом. Он даже собирался вернуться на родину, но непреодолимые обстоятельства помешали этому.

В 1944 году он завершает сборник «Темные аллеи», куда вошли более трёх десятков рассказов.

«Господи, продли мои силы для моей одинокой, бедной жизни в этой красоте и работе!» – писал он, встречая старость как новый источник вдохновения на прежде неведомый труд.

Иван Алексеевич Бунин умер 8 ноября 1953 года в Париже и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, вдали от Родины.

 

Рассказ «Митина любовь» может относиться по всем литературным канонам к жанру психологической повести. Произведение было написано Буниным в 1924 году в эмиграции. В нём переплелась тема любви и смерти. Отчасти тут и драматические любовные переживания самого автора, который из-за разбитых чувств, вследствие разочарования поведением возлюбленной, находился на грани жизни и смерти. На первом плане повествования отношения двух влюблённых Мити и Кати. Любовная лирика, являющаяся основой данного произведения, явлена в рамках реализма, литературного направления присущего прозе Бунина. Тем не менее, в финале мы сталкиваемся с мистическим случаем, который, безусловно, также повлиял на трагический выбор главного героя, а в частности сон Мити, где Катя уже после измены является ему в образе блудницы.

В самом начале отношений Митя и Катя испытывают счастливые мгновения, дни проходят в «дурмане поцелуев» и объятий, ничто не предвещает разлада и конфликта. Но со временем Митю одолевает чувство ревности, он видит в девушке не только воплощение своих давних грёз, но и две натуры: любящую его Катю и совершенно чуждую ему особу, увлечённую лишь собой и своим ремеслом актрисы, которой стремится стать, учась в театральной школе. Он видит, что она всеми силами тянется к свету, к так называемой богеме, которую он сам внутренне ненавидит. Он хочет, чтобы ничем незамутнённое счастье длилось вечно, Катя любила только его, жила им и только им. Как всякий молодой человек, Митя подвержен максимализму в любовных отношениях, он уверен, что любовь должна быть всеобъемлющей, две половины должны слиться воедино, иначе бездна гибели ожидает разбитое сердце в конце пути. Лейтмотивом звучат строки из романса Чайковского на стихи Гейне: «Я из рода бедных азров – полюбив мы умираем…»

Митя изводит Катю сценами ревности, она в свою очередь обвиняет его в эгоизме и что по своей воле никогда мы не вышла за него замуж. Уже заранее она боится его мать, и ей очень хотелось бы избежать встречи и контактов с нею. Она сравнивает Митю с Отелло, а его отношения к женщине с порядками из Домостроя. Митя приводит конкретные аргументы, уличая её в том, что она готова на всё, лишь бы стать частью богемы, что ей льстит внимание к ней, а также особое отношение режиссера-педагога из театральной школы, в которой она учится. Он опасается, что как и многих других девушек, этот режиссёр однажды увезёт с собой и Катю, превратив её в свою очередную любовницу. Но Катя пытается не обращать внимания на справедливые опасения Мити, всячески ускользая от серьёзного разговора с ним. Здесь начинает проявляться та самая вторая Катя, которой чужды его чувства и идеалы любви. Вскоре после экзамена происходит разрыв между ними, Катя толкает Митю к решению уехать из города в деревню. Он надеется, что в последний момент Катя остановит ему, что они ещё смогут спасти любовь, но Катя непреклонна. Митя уезжает с той же целью – спасти любовь. В деревне его чувства и мысли о Кате перерастают в болезненное состояние, в едва ли не в навязчивую идею, связанную с желанием обладать ей. Он ждёт писем от неё, но тщетно. Чтобы хотя бы на время забыть её, он вступает в связь с замужней женщиной Алёной, что, однако, только сильней распаляет в нём тоску и стремление к любви настоящей и единственной. Дожди, грозы, спиртное только усиливают в нём это состояние, борясь с этим мороком чувств, он подумывает о самоубийстве. И вот, получив письмо от Кати, где она признаётся, что она изменила ему и бросила его, принимает стихийное решение покончить с жизнью. Кошмарный сон, как стая гончих псов, гонит его к краю пропасти.

Возможно, в этом роковом шаге главного героя выразились прошлые метания самого автора, его стремление покончить с жизнью вследствие потерянной любви, отступничества любимой от их общих идеалов. Таким образом, автор покончил с прошлым, не оставив своему герою места в мире, где его любовь была предана, а любимая превратилась в чудовище.

 

Отрывок из повести, по которому написана данная инсценировка,  демонстрирует все этапы конфликта между Митей и Катей: обострённая ревность, перерастающая в недоверие, холодность девушки, граничащая с равнодушием к его чувствам, ссора из-за режиссёра, неминуемое расставание, предшествующее полному разрыву отношений, измене и гибели. Событием здесь является разрыв отношений, ведущий к трагедии, а сквозным действием – стремление главного героя спасти любовь, выражение его борьбы. Сверхидея героя – любовь, её антипод – смерть. Даже в разлуке он продолжает бороться за любовь, пока окончательно не убеждается в том, что её не спасти. Решение разорвать гордиев узел убийством себя обусловлено, помимо различных психологических факторов, в том числе возрастного нигилизма, отдать дарованную свыше жизнь в жертву собственному эго, и в то же время положить конец ужасным мучениям, на которые он обрёк себя, чему способствовал акт предательства любимой.

 

Пластическое решение отрывка выявляется в характерах героев, в их психофизическом взаимодействии. Митя немного нескладный, рослый молодой человек с приятными чертами лица. Катя худенькая, стройная девушка с красивым лицом и точёной фигурой. Её ритм жизни выражается во внутренней заинтересованности к объектам, играющим ту или иную роль в её жизни, а в частности к Мите, к режиссёру, к Митиной матери и т.д.

Все помыслы и устремления Мити направлены только на Катю, на единственный объект его страсти и чувств. Он стремится вечно пребывать в том самом дурмане поцелуев и объятий, который так сблизил их, образовав между ними т.н. «химию». Оттого его поведение руководствуется его порывами, непрерывной тягой к любовным ласкам. В свою очередь, Катя хоть и подвержена тем же порывам, ведёт себя более холодно, отстранённо, при всём прочем думая о «главном» в своей жизни. В то же время, когда ей важно перевести внимание Мити с темы ревности, она, напротив, просит целовать её, пробуждает в нём прежнюю страсть. Всё это создаёт конфликт на физическом уровне, когда главный герой должен балансировать между вожделением, чувствами и своими принципами, проявляющимися в приступах ревности. На протяжения всего отрывка герои находятся на достаточно близкой дистанции, порой, в зависимости от степени напряжённости конфликта, разрывая её, или наоборот, сближаясь, сливаясь в страстных объятиях. И здесь ключевым решением является не играть чувства, а переживать их по-настоящему на сцене.

 

автор и постановщик: М. Шахманов

 

Видео инсценировок