Artfencing
28.08.2021

Сценическое фехтование — Art fencing

Автор: administrator

 

V Международная научно-практическая конференция «Сценическое фехтование в современной театральной школе».

 

Эссе на тему «Сценическое фехтование в современной театральной

школе».

 

«Фехтование – как причастие. Приступать к нему надо, очистив тело и душу…» — Артуро Перес-Реверте.

 

Имея определённый опыт в боевых единоборствах, некоторые собственные наработки, связанные с методами подготовки, как собственной, так и моих учеников, а также театрально-сценический опыт воплощения моих идей, убеждён, что соединение, синтез реальных навыков и театрального (кинематографического) умения в области боевого искусства и конкретно фехтования, представляется реализуемым на практике.  Реализуемым – на сцене и на съёмочной площадке. Естественно, данное открытие, открытием не является, так как синтез, о котором идёт речь, уже давно успешно воплощён в масштабах русской школы сценического боя и фехтования. Однако, время не стоит на месте, задачи усложняются, цели требуют не только одних лишь новых подходов, но и вливания нового опыта, новых творческих и физических сил, трансформации различных стилей и эстетических форм. И потому в этом деле, наверняка, должно найтись место, стезя, удел и для новых участников, для новых лиц, учеников, ищущих развития и совершенствования своих возможностей.

Если говорить непосредственно о театре, то это самая сложная арена и условия, –в силу реалий «здесь и сейчас», – при постановке и исполнении сценического боя. На сцене, во время представления, как известно, нет права на ошибку. В кино его тоже, в общем-то, нет, конечное действие должно быть совершено, иначе дубли будут длиться без конца и момента истины так никогда и не наступит, но в кино другая специфика и об этом потом. Но театр требует от актёра и от постановщика не только длительной, выверенной подготовки боя и его составляющих (приёмов, трюков), закрепления работы на уровне «памяти мышц», «биомеханических рефлексов», но и нового действия, при котором движения актеров-бойцов не будут выглядеть заученными и от того механическими. Нового, не в смысле полной импровизации, но в освобождении от схематизма заученных на этапе подготовки движений. Для актёра это даже куда важнее, чем для спортсмена, хотя и последнему важно, следуя в рамках плана на бой, иметь возможность для импровизационного люфта, сочетать баланс наработанных рефлексов и способность к внезапным действиям. И всё же внезапность для актёра-бойца является довольно ограниченным понятием, так как за рамки пьесы и режиссёрского замысла выходить нельзя, и вся т.н. внезапность сводится к способности мгновенного взрыва в том или ином эпизоде, обусловленного актёрской игрой. Такой взрыв в каждом конкретном эпизоде –– есть мгновенная самоотдача, выплеск энергии. Без него, без этой способности не существует ударных единоборств. Этот самый взрыв, напрямую связанный с биомеханическими процессами и психофизическими качествами, безусловно, необходим и в сценическом фехтовании, ведь только это качество позволяет создавать динамику, волны атак, экспрессию на сцене во время исполнения боя. Поэтому определённый набор тренировочных упражнений в спорте, развивающий это необходимое качество, может быть применим и в режиссёрско-актёрской репетиционной практике. В этом ключе я, к примеру, уже работал с некоторыми актёрами, тренируя их в спортзале, и после с ними же участвуя в постановке спектакля и в съёмках одной из видеоработ. Всё это были пока мои личные эксперименты, подтверждающие, тем не менее, мысль о том, что сценическое фехтование (сценический бой) происходит от реального фехтования (реального боя) и важно сначала обучиться тому, что было первым, а затем уже приступать к сценической версии этого вида боевого искусства.

Никак не могу выступать экспертом в области, конкретно, фехтования, но опыт (хоть и не большой) реального и сценического фехтования, отдельные навыки, при дальнейшем обучении и совершенствовании, надеюсь, позволят мне создавать реалии боя на сцене, ставить фехтовальные сцены, а единоборческий и педагогический опыт передавать имеющиеся знания актёрам-исполнителям ролей. По крайней мере, цель такая есть.

…….

Сценическое фехтование в современной театральной школе имеет свой потенциал для развития, а значит, надежду на ренессанс. Ведь театр всегда был, есть и будет местом действия, местом силы, ареной, где вершится драма жизни. Театру и кино всегда будет сопутствовать приключение, а приключение на сцене и в кино –– это битвы, это фехтование, любовные страсти, дворцовые интриги и т.д. Театр, кинематограф, как зеркало истории, хранят былую славу и отвагу ушедших эпох, звон клинков, лязг рыцарских доспехов, поступки героев, представляя нетленные «сокровища веков» взору современного зрителя. И интерес к этому никогда не прейдёт.

 

Письменный сравнительный анализ фехтовальных сцен, поставленных в

художественных фильмах…

(Комментарии на заданную тему)

 

Посмотрел представленные фильмы: сначала «Королева Марго, затем «Дуэлянты» и следом «Капитан».

В фильме Королева Марго батальные сцены –– это откровенная резня, искусно, профессионально исполненная, но резня. Это и понятно, ведь события разворачивается на фоне трагедии, известной в истории, как Варфоломеевская ночь или «парижская кровавая свадьба». Лишь несколько сцен можно отнести к жанру фехтования, в том числе ту, когда Ла Моль и его противник ведут яростную схватку в полусидящем положении, из последних сил добивая друг друга.

В «Дуэлянтах» превалировала военная, как мне кажется, версия фехтования на саблях, в нескольких эпизодах использовалась позиция из испанской дестрезы (в том числе положение/удар «поцелуй смерти»), плюс дуэль на пистолетах с элементами а ля «спортивное ориентирование», а также поединок верхом на лошадях в гусарском кавалерийском стиле, когда Арман едва не срезал скальп Феро. Лишь в двух случаях дуэли проходили в классическом фехтовальном стиле на шпагах, без вспомогательного оружия (кинжала, даги и т.д.), что, скорее всего, относится к французской школе.

В «Капитане» торжествовала классическая школа фехтования на шпагах, исполненная по всем канонам сценического фехтовального боя. Лишь в отдельных эпизодах мы видим «смешанные бои», с применением прочего оружия, а также ударов руками и вспомогательными предметами.

Если проводить сравнительный анализ, то батальные сцены в каждом из фильмов сильно отличаются друг от друга. Это не удивительно, ведь, скорее всего, постановкой боев занимались адепты совершенно разных школ, единственно, что их связывало, это общие для всех каноны искусства сценического боя. К тому же сказываются различия эпох, на фоне которых происходят действия каждой из картин. Ещё существенное отличие –– это оружие, вернее, виды оружия, с помощью которого герои ведут батальные сцены, от шпаги, сабли, меча, до портьер, стульев и копий.

В моём условном рейтинге: «за лучшее классическое фехтование» побеждает герой Жана Маре; «за реализм в фехтовальных сценах» Арман д’Юбер; в номинации «борьба за живучесть» первенствует Ла Моль, несмотря на печальный конец.

Но уже в этих фильмах мы видим, как эра пороха и огнестрела вытесняет эру храбрецов шпаги и меча. А как сказал Мигель де Сервантес Сааведра:

«Я твердо верю, что тот, кто выдумал огнестрельное оружие, расплачивается сейчас в аду за свое сатанинское изобретение, ибо благодаря ему рука подлого труса может лишить жизни доблестного кабальеро.»

И всё же, как доказала Герцогиня де Ангулемская, и пистолет в руках порядочного человека по праву может урезонить подлеца с кинжалом в руке.

 

 Marat Shahman.

(Марат Шахманов)

 

 

 

 

Real-fencing