ГЛАВНАЯ СТИХИ ПРОЗА ВИДЕОПОЭЗИЯ ДРАМАТУРГИЯ ПУБЛИЦИСТИКА АВТОРЫ КОНТАКТЫ

Школьное образование без Толстого и Достоевского?

TolstoyПрезидент Российской академии образования (РАО), заместитель председателя Общества русской словесности Людмила Вербицкая считает, что необходимо исключить из школьной программы роман Льва Толстого «Война и мир» и отдельные произведения Достоевского.

Слишком толст стал Толстой,

Достоевский достал,

«Идиота» под стол,

Он от жизни отстал.
 
На самом деле, эволюция осознания романов Достоевского, как и Толстого, и идеи, заложенные в них, может продолжаться всю жизнь. Но почему она не может быть начата со школьной скамьи?! Есть немало людей и в школе, кто способен осмыслять «глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы» уже в этом возрасте (себя к этой категории не могу отнести, Достоевского по-настоящему стал читать несколькими годами позже). Это не значит, что прочитав тот или другой роман этих писателей, читатель сполна вобрал все те смыслы, которые несут в себе их произведения. Классическая литература должна прочитываться на каждом новом этапе становления, когда в душе вызревает как раз то, те качества, ценности, или напротив, пороки, противоречия, о чем и писал Достоевский. И лучше начать читать этого автора с того возраста, когда душа, личность сталкивается с проблемами внутреннего выбора добра и зла, ведь Федор Михайлович, обладал гением духовного анализа человеческой природы и роль его, как Властителя умов по-прежнему высока. И это то, что вне времени.

Инициатор этой странной, мягко говоря, идеи президент РАО Л. Вербицкая, вероятно, считает, что школьники поколения ЕГЭ неспособны в должной мере осмыслить тот материал, о котором идет речь, и потому предлагает альтернативу в виде религиозного образования, но с оговоркой: на добровольной основе. Но ведь по большому счету это ее субъективное мнение; ни она, ни Общество русской словесности, от которого она ожидает рекомендаций, не могут решать за всю страну, за всю систему образования, что проходить в школе, а что нет. Однако Л.В. с уверенностью заявляет: «Я считаю, что мы достаточно хорошо представляем себе, что должны читать дети. Хотя в этом вопросе нет единого мнения. Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы «Войну и мир» Л. Толстого, а также некоторые романы Федора Достоевского нужно убрать. Это глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы. Не может ребенок понять всей их глубины. Споры идут, но в итоге появятся рекомендации Общества русской словесности. Пока неизвестно, сколько произведений в них войдет. Но совершенно точно, что это будут книги и наших русских классиков, и зарубежных, и современных авторов, и произведения, написанные в разных регионах России.»

Появлялись аргументы, что «Война и мир» занимает огромный печатный объем и школьникам не под силу охватить его. Однако в ответ поступали комментарии иного толка от самих учащихся школ. Один из них прозвучал на моей странице:

«Я учусь в девятом. И не могу осмыслить целиком Толстого и Достоевского.

Но если книги выходят за рамки жизненного опыта человека, то разве не может он взять для себя хотя бы крупицы? Маленькие, но важные крупицы.

Те, кто не хочет брать их, все равно от них не избавятся, — учитель скорее всего заставит хоть что-то понять (в случае с «Войной и миром» и «Преступлением и наказанием»).

Вербицкая желает убрать Толстого с Достоевским из школьной программы и просто понизить необходимый уровень знаний образованного человека.

Мне такого не хочется, спасибо.

Лучше почитать.

P. S. И не раз я слышала фразу: «Не прочел бы в школе, потом не перечитал бы и не осмыслил».»

Другой комментарий затрагивал тему убийства в романе Достоевского «Преступление и наказание», чего якобы школьникам совершенно не нужно знать. В ответ мной был приведен аргумент, что, в таком случае следует отказываться и от пушкинских «Капитанской дочки», «Дубровского», от «Героя нашего времени» Лермонтова, от «Тараса Бульбы» Гоголя и много чего другого, так как в них тоже присутствуют тема убийства, разбойничества и т.д.

В миссии Общества русской словесности заявлено: «Консолидация усилий ученых, педагогов, деятелей культуры, широкой общественности для сохранения ведущей роли литературы и русского языка в воспитании подрастающего поколения, укрепления единого культурно-образовательного пространства, развития лучших традиций отечественного гуманитарного образования, культурно-просветительской деятельности.»

Но ведь, в случае отхода от лучших традиций обучения, произойдет громадный разрыв между прежними поколениями педагогов и тех, кто воспитывался на произведениях этих классиков, с нынешними поколениями тех, кто непосредственно причастен к школе, к школьному образованию. Если из постройки вырвать несущие столпы, краеугольный камень, разве она устоит?!

В любом случае, как бы ни была уверена г-жа Вербицкая в том, что должны читать и проходить в школе наши дети, она не совсем права, называя учеников старших классов — детьми, неспособными «понять всей глубины» произведений классиков. Механизмы человеческой памяти работают так, что то, что закладывается в неё с ранних пор, в дальнейшем становится основой эстетических вкусов и мировоззрения личности. Удивительно, что при всём при этом руководитель РАО выступает за отдельный экзамен по литературе; правда, что символично, в рамках той же «узкоколейной» системы ЕГЭ. Это какой же будет уровень литературы, если предмет будет изучаться в русле той же самой системы, благодаря которой был заметно снижен общий уровень школьного образования в России?! Выходит, что сначала был нивелирован уровень школьного образования, теперь из него намереваются вырвать его основные столпы.

Тот аргумент, что некоторые произведения Достоевского трудны для понимания, не состоятелен. У Достоевского все романы сложны для восприятия; в основе их заложены сложнейшие философские вопросы и метафизические дилеммы. Что касается «Войны и мира», то этот роман не исключать нужно из программы, а, наоборот, важно суметь передать всю жизненную силу, присутствующих в нем идеалов, суметь глубже раскрыть образы героев произведения, что имеет, прежде всего, духовно-воспитательный, эстетический аспект. Да, для этого нужны талантливые учителя, преподаватели литературы, влюбленные в свое дело. Но, а как иначе без этого?! Выхолостить все основное из программы обучения не сложно, наполнить глубоким смысловым содержанием нишу образования намного сложнее. Но без этого и не будет полноценного развития.

 

2016
М.Шахманов.

 

 

просмотров: 54 Опубликовано Разместил: administrator размещено в Публицистика

Добавить комментарий