ГЛАВНАЯ СТИХИ ПРОЗА ВИДЕОПОЭЗИЯ ДРАМАТУРГИЯ ПУБЛИЦИСТИКА АВТОРЫ КОНТАКТЫ

Триумф Королевы

Isabella-I

РОКИРОВКА. ТРИУМФ КОРОЛЕВЫ

(Пьеса-миниатюра для спектакля на сцене Театра Поэзии)

Автор: Марат Шахманов


 

Вместо предисловия:

 
Действующие лица:

Королева Изабелла Кастильская

Пешка и в дальнейшем Королева на шахматной доске

Король

Менестрель

Офицер (слон)

Грандмастер

Белый Всадник

Тура (ладья)

 

 

I

 

Король и Королева сидят за шахматной доской. Сбоку на столе стоят песочные часы.

 

Король

 

Всё ж, королева вы меня простите!

Я не позволю вам главенствовать в игре!

(Делает ход.)

 

Изабелла

 

Тревожно слышать. Но мне кажется, вы льстите

Своим фигурам, а особенно туре.

Я на B-восемь выставлю коня

И вот вам вилка, слон ваш у меня!

(Смеётся, забирает слона, торжествуя.)

 

Король

(Потирая бороду в раздумье.)

Да, не учёл я вашего уменья

Обманом действовать!

 

Изабелла

Какой же здесь обман?!

Несправедливы вы ко мне. Ваш тонкий гений

Окутал заблуждения туман.

Играю я по правилам.

 

Король.

 

Быть может!

Но я ведь понимаю, что за цель

Преследуете вы неосторожно!

 

Изабелла

Какую цель? О чём вы?

 

Король

 

Менестрель

Мне рассказал о ваших тайных планах –

Сменить ферзя и свергнуть короля!

 

Изабелла

(Смеётся.)

О, что я слышу! Чьё-то тру-ля-ля

Вам подменило правду?

 

Король

Правду?

 

Изабелла

(съедая пешку.)

Рано

Вы выдвинули терцию вперёд!

Не путайте политику с игрою,

У нас один подвластный нам народ,

Которому мы преданы душою.

 

Король

О чём же речь тогда? Я знаю точно,

Вы говорили много раз о том,

Что власть министра первого непрочна,

Нет силы, пользы, ни значенья в нём.

 

Изабелла

А что не так? Взгляните на картину

(Указывает на доску.)

Ваш робкий ферзь прижался к королю

И просит помощи от чёрных ассасинов…

Ещё чуть-чуть и я его свалю!

(Грозит пальцем фигуре.)

 

Король (вставая, в недоумении улыбаясь)

Так речь о шахматах? Об этой вот фигуре?

 

Изабелла

И, да и нет! Но, в общем-то, о ней.

Он бесполезен в шахматной структуре,

Зато апломбом выше королей.

(Лукаво улыбаясь в сторону.)

 

Король

Вы предлагаете сменить его на пешку?

 

Изабелла

Зачем же? Нет. Он всё ж аристократ.

Я предлагаю дальше с ним не мешкать

И вывести в резерв. Матриархат! –

Лишь то, что может шахматами двигать

(вытягивая вверх указательный палец с перстнем.)

Внести прогресс в старинную игру!

 

Король

А что король?

 

Изабелла

Негоже ему прыгать

По всей доске. Он должен власть двору

Свою выказывать и волю каждодневно,

Смиряя пыл завистников слепых,

Уча беспутника, лентяя и невежду

Уму и разуму, учению святых!

А королева в это время путь проложит

Монарху к славе, заменив его

В делах земных, подчас неосторожных,

Неся ему почёт и торжество!

 

Король

В сиих речах есть логика, бесспорно.

И всё же как? утратит ведь король

При рокировке столь масштабной роль,

Погрязнув вновь в политике придворной.

 

Изабелла

Всему свой час. И пешка королевой

Стать – шанс иметь должна в любой игре…

(Взмахивает рукой.)

Так пусть!.. Секунду… Всё ж конец пришёл туре…

(Бьёт ладью слоном.)

Вы не заметили, как слон подкрался слева…

(Виновато.)

 

Король.

И, правда, может быть, настало время

Немного отдохнуть. Но что же скажет свет?

Повсюду женщины несут сражений бремя!

А что мужчины? Разве их уж нет?

 

Изабелла

(Снисходительно.)

Во-первых: «шах»!

(ставит «шах» на доске.)

А во-вторых: мы вправе

Ферзю оставить имя его – ферзь,

Пусть за фигурой, что отныне будет править

Закрепится два имени…

(В этот момент конь чёрных на доске начинает громко ржать/фонограмма)

Не лезь!

(Гладит его по холке, усмехаясь.)

 

Король в удивлении смотрит, то на Изабеллу, то на доску, то на коня, который кажется ему огромным, живым, чёрным конём на поле боя, где король был однажды тяжело ранен, потерпев поражение. Слышится вдалеке шум битвы, лязг мечей, топот, ржание коней.

 

Изабелла (продолжая).

Тогда никто ни слова уж не скажет.

 

Король.

Ну, хорошо, я вижу, вы правы.

Однако, думаю, гроссмейстеры откажут…

(Отводит короля.)

 

Изабелла.

А что у них две лишних головы?

(Демонстративно съедает ферзя.)

Но, ладно, ладно, мы решим без гнева.

(Видя сомнения Короля.)

Пусть пешка белых в партии моей

Сразится с чёрными и станет королевой,

Дойдя до линии гроссмейстерских полей!

(Торжественно.)

Я объявляю… (тут же тихо.) мат…. простите господин мой…

(Ставит мат, опрокидывая фигуру короля.)

Я объявляю новую игру!

Придите все сейчас же ко двору,

Те, кто готов к сражению со мной!

(Встаёт, восторженно взмахивая руками.)

 

Следом встаёт Король. Они вдвоём исполняют танец, символизирующий смену эпох, смену власти.

 

 

 

II

 

Стол. На столе шахматы и песочные часы.

 

Входит королева Изабелла. Садится играть за белых. Входит Грандмастер (королевский гроссмейстер). Кланяется королеве, садится играть за чёрных.

Делают по несколько ходов каждый. Грандмастер возводит «Испанскую защиту». Менестрель озвучивает ходы. Изабелла проводит пешку вперёд. Грандмастер выдвигает офицера.

 

Менестрель (выходя из-за кулис.)

 

Беглянка, пешка Изабеллы,

Мечтает втайне стать ферзём,

Коль победит она за белых,

То Рейна станет королём!

 

 

Звучит музыка. На сцене появляется Пешка белых, кружит в танце. Навстречу ей выходит Офицер. Преграждает ей путь. Начинается противостояние. Танцуют.

В конце концов, Пешка в танце (кружась) побеждает Офицера, заставляя его в бессилии отступить.

 

Изабелла.

Вы поняли мой замысел, Грандмастер,

Но поздно, тут ловушка для слона!

(Ставит ловушку конём на доске.)

 

Грандмастер.

Мне остаётся лишь признать – он в вашей власти!

 

Изабелла (снисходительно.)

Ну, не волнуйтесь, выпейте вина!

(Подаёт ему бокал.)

 

На сцене появляется Всадник белых, вступая в бой с Офицером черных. Сражаются сначала на шпагах, потом на руках. Изабелла и Грандмастер наблюдают за ними, и за фигурами на доске одновременно. Схватка оканчивается. Фигуры удаляются. Игра продолжается.

 

Грандмастер.

Скажите, госпожа моя, зачем вам

Внезапно вздумалось фигуры поменять?

Что даст вам сильный ферзь, когда никчемным

Окажется монарх – ни дать, ни взять?

 

Изабелла.

Следите за игрой. Лишь Пешка знает,

Как труден путь к вершине. Час придёт

И станет той, кто всем повелевает,

Кому обязан славою народ!

 

Звучит грозная музыка. На сцене появляется Ладья (Тура), становясь по центру. Снова, кружась, появляется Пешка в белом одеянии. Начинается танец-противостояние (следует либретто.) В конце концов, Ладья уступает и отходит. Пешка идёт дальше, становясь Принцессой (Королевой.) Изабелла встаёт и надевает ей на голову диадему, обнимая её. Грандмастер сидит над доской, обхватив голову руками. Затем встаёт, признавая своё поражение, кланяясь Королеве.

 

Менестрель (выходя на сцену).

Вот это, да! Свершилось! Миг триумфа!

Отныне Королева правит бал!

Король повержен? Нет. Король устал.

 

(Выходит Король. Королева подносит ему вазочку с конфетами, угощая.)

 

Изабелла.

Изволь отведать драгоценный трюфель!

(Даёт ему откусить и сама ест.)

 

Изабелла (Королю).

Ну что, сыграем ныне партию, любимый?

Теперь-то на доске другой расклад.

Когда-то мы просили сил у Рима,

Пока терзал нас с юга халифат.

А было время, не могли помыслить

О собственной свободе на земле,

Дарованной нам предком. Реконкисте

Мы посвятим Конкисту.

(Указывает на шахматную доску.)

На столе

Ты видишь символы великой, новой власти,

Не будет ей начало и конца!..

Лишь успевай записывать ходы, Грандмастер,

На стягах королевского дворца!

 

 

Менестрель (в сторону).

Сменяются эпохи и столетья,

Уходят неизбежно короли,

И только неизменно долголетье

Стремленья к власти подданных Земли!..

 

 

Играет музыка, вальс. Все в масках. Бал. Король танцует с Королевой. Белый Всадник с Принцессой (бывшей прежде Пешкой.)

 

 

Занавес

 
 

_______
Прим. авт.

Интересный факт или версия (как угодно): ферзь, «визирь» в шахматах стал королевой лишь в XV веке в Испании; «матриархальную революцию» в шахматах осуществила великая королева Изабелла Кастильская, вошедшая наравне со своим супругом Фердинандом Арагонским в историю как объединители испанского государства. Итак, шахматная королева названа в честь королевы Изабеллы I Кастильской, действовавшей в период своего царствования решительно и смело, одновременно детально просчитывая собственные ходы и поступки. Rabiosa (бешеная) имя этой фигуры под стать самой властной воительнице, при которой произошли такие важные события, как завершение Реконкисты и открытие новых земель за океаном…

 

Марат Шахманов

 

просмотров: 60 Опубликовано Разместил: administrator размещено в Драматургия

Добавить комментарий