ГЛАВНАЯ СТИХИ ПРОЗА ВИДЕОПОЭЗИЯ ДРАМАТУРГИЯ ПУБЛИЦИСТИКА АВТОРЫ КОНТАКТЫ

Уличный классик или записки на коленке

Виктор Гюго***
Неожиданно сам для себя я оказался на выставке картин где-то в центре столицы. Рассматривая работы Айвазовского, я остановился у одной из них, привлекшей моё внимание.
– Очень выигрышная тема, – заговорщическим тоном произнесла пожилая дама, – разглядывая из-за моего плеча ту же картину под названием «Лунная ночь».
– У него несколько подобных этой работ. Очень выигрышно смотрится, скажу я вам, очень выигрышно.
Я улыбнулся и закивал в ответ, промычав что-то бессвязное.
Дама, по всей видимости, удовлетворённая моим ответом, с довольным выражением лица рассматривала следующую картину, выискивая выигрышные моменты в работе художника.

 
***

Один мой восемнадцатилетний родственник, достаточно умный, начитанный молодой человек, спрашивает у меня:
– Я, конечно, извинюсь, а чем прославился Виктор Гюго?
До этого он фотографировал его бюст в Саду Эрмитаже на Каретной улице.
– Ну как чем? Собор Парижской Богоматери… – начал было я.
– Построил? – не раздумывая, выпалил он.

 
***

Чемпион мира, занимавшийся у меня в группе по боксу, отвечая на мой вопрос, почему он в одиннадцатилетнем возрасте бросил шахматы и перешел на бокс, сказал:
– Ты знаешь, уж очень болела голова от занятий шахматами.
«Логичная смена деятельности», – подумал я.

 
***

Пятилетняя девочка спрашивает у своей тёти, которая была в положении на энном месяце и, захотев пить, попросила у официанта принести ей стакан воды:
– Твой ребёночек захотел пить? А когда она хочет есть, ты тоже хочешь кушать?
– Не обязательно, я ведь сама тоже просто могу хотеть пить и кушать, – улыбнувшись, сказала она в ответ.
– А когда ребёночек хочет пить или кушать, как она тебе говорит об этом?
– Когда она хочет пить она стучит два раза, а когда хочет есть, начинает тарабанить, –ответила девочке её мама.
– Представляю, как я тарабанила, когда хотела кушать у тебя в животе, – невозмутимо вставила она.

 
***

«Не на той виолончели играл, нищеброд», – сказал уличный прохожий музыканту, которого полиция задержала за игру в подземном переходе.
«Полицейские задержали музыканта Семена Лакшина, который играл на виолончели в центре Москвы. Как сообщила радиостанция «Говорит Москва», молодому человеку предъявили обвинение по административной статье за организацию массового публичного мероприятия. Суд состоится 28 июня. Музыканту грозит штраф в размере 20 тысяч рублей.»
P.S. Виолончель виолончели рознь…

 
«Твёрдый Знак»

 
– Слышала? в NASA решили изменить сроки знаков Зодиака! – выпалила Лиля, не успев войти в комнату к Насте.
– С чем это связано? И что такое «Наса»? – не отрывая глаз от учебника, холодно спросила Настя.
– С добавлением нового, тринадцатого знака. NASA — это Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства
– Вот это, да. И что это ещё за знак?
– Змееносец!
– У них там что, звёздные войны не прекращаются?
– Не знаю, спроси у них сама, – разочарованно вздохнула Лиля. Она явно не ожидала от подруги такого равнодушия к новости, которая произвела на неё столь сильное впечатление.
– Теперь же всё кардинально изменится! Мир перевернётся, человеческие характеры начнут ломаться под воздействием новой системы исчисления! Подумай сама, тот, кто был Водолеем станет Козерогом, Стрелец Скорпионом, Лев Раком!
– А с чего ты взяла, что с изменением дат, к которым привязаны зодиакальные циклы, что-то изменится в характере человека?
– Ну как, разве ты не понимаешь сама?
– Честно говоря, нет.
– Ну, теперь придётся полностью перекраивать зодиакальную карту человека. Вот смотри, – она вынула из сумочки журнал, открыла предпоследнюю страницу и показала подруге.
Внизу под статьёй с новостью из NASA, был напечатан новый зодиакальный график:
Козерог: 20 января — 16 февраля Водолей: 16 февраля — 11 марта Рыбы: 11 марта — 18 апреля Овен: 18 апреля — 13 мая Телец: 13 мая — 21 июня Близнецы: 21 июня — 20 июля Рак: 20 июля — 10 августа Лев: 10 августа — 16 сентября Дева: 16 сентября — 30 октября Весы: 30 октября — 23 ноября Скорпион: 23 ноября — 29 ноября Змееносец: 29 ноября — 17 декабря Стрелец: 17 декабря — 20 января.
Дочитав, Настя произнесла, не скрывая иронии:
– Всё пропало, явки и пароли вскрыты, срочно надо выходить на связь с Альдебараном, пусть решают, что делать!
– О, я не могу! – взревела Лиля и вышла из комнаты. Через полчаса она снова зашла. Настя сидела за столом и что-то писала.
– Строчишь Альдебарану?
– Да, доношу на вас землян.
– Что там у тебя, дай посмотрю.
– Держи, – Настя отдала листок подруге.
Та принялась читать вслух:
В NASA изменили знаки Зодиаков:
а нас и не спросили, хотим ли мы вместо близнеца
становиться раком,
вместо овна тельцом,
вместо козерога стрельцом.
Лучше раком стать, –
говорит одна дама,
чем с близнецами спать.
Родила меня мама
не весами
но девой с голубыми глазами;
что мне лев,
много ли дев
с кудрявыми волосами…
– Ну, ты Настюха даёшь! Не устаёшь удивлять меня; всё можешь превратить в шутку, а иногда, так даже опошлить.
– Прости, подруга, если вдруг затронула твои чувства, не хочу я вдаваться во все эти тонкости.
– Но это ведь учёные открыли!
– Ой, ну, хорошо, предположим, я консерватор и ни за что не хочу менять своих взглядов. Имею же я на это право, как тот же модернист или какой-нибудь лейборист имеет право не менять своих взглядов и пристрастий?!
– Что ты хочешь этим сказать?
– Какая ты недогадливая, Лилька. Я Дева, и Львом или тем более Раком становиться не собираюсь, я ведь уже всё высказала в своём послании… Я не какой-то там водный или воздушный тригон, я твёрдый знак! Земной.
Девушки посмотрели друг на друга и неожиданно расхохотались.

 
***

Если переезд сопряжён с конкретными сложностями, а для кого-то даже с несчастьем равносильным пожару, то поездка на подмосковных электричках напоминает пассивный шопинг на колёсах. Не успеешь сесть в поезд где-нибудь на Сетуни, как тут же на тебя неизвестно откуда обрушиваются разноцветные фонарики, ручки, лампочки, шнурки, носки, приспособления для ванны, средства от комаров и прочая всячина. Причём, порой образуется буквально целая очередь продавцов на колёсах, жаждущих заполучить свою колею, усыпанную, словно дорога на эльдорадо, потенциальными клиентами.
– Не успела сесть, как мне начали пичкать, сначала зубные щётки, потом какие-то игрушки, потом ещё всякую фигню, – жаловалась кому-то по телефону, сидевшая неподалёку девушка.
В промежутке между потоками продавцов, появляются бродячие артисты с медными трубами и огромным, как хобот африканского слона, саксофоном, достойного экспонатов музея раритетов. Играют какой-то дикий дорожный шансон или ещё что-то в этом роде, собирают свой скромный гонорар и удаляются, освобождая место следующим гастролёрам.

 
***

Захожу в вагон метро, занимаю место у дверей, рядом встают две девушки одинакового возраста. Слышу их разговор:
– Ты знаешь, он не дает мне проходу. Он не может жить без меня. Я выхожу из дома, а на пороге разбросаны лепестки роз. Я, конечно, люблю цветы, но не до такой степени…
– То есть он не дарит тебе цветов, а рвет их в клочья у твоих дверей? Как это мужественно, как это похоже на наших парней!»

 
***

Передвигаясь по Москве на авто, на прочем наземном транспорте или на своих двух, не можешь пронести взгляд мимо рекламы, которой усеяны практически все без исключения городские здания. Читаешь на выбор: Мясной дворик «Мясо из лучших ферм России. С любовью!» Любовь на мясном дворике? Какое конкретно действие, перенесшее мясо на торговый лоток сопровождалось «любовью»? Без комментариев.

 
***

СМИ сообщили: «Робот-писатель» добрался до финала литературного конкурса!
В следующий раз робот-писатель попробует записать аудио-книгу; голос будет звучать вкрадчиво и монотонно, до последнего держа ничего неподозревающее жюри в неизвестности, пока оно вдруг не обнаружит, что это ученые из Хакодате наделили искусственный интеллект способностью – воспроизводить из осколков вложенной в него информации – истории собственного сочинения. Одна несовершенная деталь: искусственный «властитель дум» так и не сумеет поделиться частью собственной души со «своим» персонажем, без чего последний так никогда и не оживет. Однако ведь, это то, в чем нуждается современный мир: герой-робот, эдакий вездесущий бот, созданный технократическим умом чело-века эпохи прогресса.

 
***

Как-то я забрёл на одно литературное мероприятие. Со мной пришли две мои знакомые девушки. Мы уселись на скамейках в ожидании чего-то необычного. Писатели говорили о важности литературы в современном обществе, о реализме в современной литературе, рассказывали о своих достижениях, произносили друг другу комплименты. На другой сцене выступал Захар Прилепин, но нам было не до его выступления, настолько мы увлеклись откровениями молодых писателей, довольно известных в отдельных кругах. Пришло время вопросов зрителей. Вдруг ко мне подошла ведущая вечера – молодая, полная, низкого роста женщина. Взглянув на меня, она протянула мне микрофон:
– Мужчина, хотим услышать вопрос от вас.
– Точно? – на всякий случай переспросил я. — Может не надо?
– Да. Только цензурно, пожалуйста, – оглядев меня настороженным взором, уже менее уверенным тоном произнесла она.
– А что, я похож на того, кто может выразиться нецензурно? – сам не поверив своему возмущению, спросил я.
– Ну, я на всякий случай, – пятясь назад, успела ответить ведущая.
«Ну, хорошо, сами напросились», – подумал я.
– Вопрос ко всем: как вы относитесь к утверждению, что время великой литературы и гениальных произведений прошло? И каким вы видите в этом контексте своё будущее?
Бывают моменты на рыбалке, особенно там, где хорошо клюёт, закинешь удочку, и рыба сама прыгает почти на пустой крючок. Не совсем подходящая, конечно, аналогия, но одна из писательниц своей последующей реакцией напомнила мне именно этот случай. Она буквально выхватила микрофон из рук ведущей и выпалила:
– Ну, вообще-то странно задавать такой вопрос писателям, присутствующим здесь…
Дальше уже можно было не слушать.
Коллеги по цеху попытались, правда, выправить ситуацию и длинными нетривиальными, в чём-то даже самокритичными рассуждениями сгладить поспешность единомышленницы, но мы уже были сполна вдохновлены первым ответом, и в сердцах наших вновь зажила надежда на будущее нашей литературы.
– Пойдёмте, – сказала одна из моих спутниц, – теперь я знаю, наша литература в надёжных руках.

 
***

Отдельные политологи, журналисты, угадав какие-то пазлы политических событий, радуются этому так, как будто они сами направляли воли исторических судеб по заданному пути. Ну, наверное, это приятно, когда твои мысли следуют в русле текущей современной истории, хотя, судя по реакции, кажется наоборот, что это события укладываются в пазл описанного прозорливцами сценария.

 
***

Какая у меня плохая память на имена стала, Андрюша, – призналась Станиславу его восьмидесятилетняя бабушка.

 
***

Одна известный астролог, анализируя перспективы пары на совместное будущее, в ряду общих прогнозов, которые в ходу у звездочётов, говорит: вы ему нравитесь, потому что Дева, луна, солнце, сатурн… Дальше слушать уже не имело смысла.

 
«Прогулка по Патриаршим»

 
Запарковаться на Патриарших в одиннадцать утра в воскресенье практически нереально. Мини-Европа уже живёт своей жизнью. Небольшие уютные кафе уже готовы подать вам на завтрак чашку капучино и шоколадный круассан. Тут много интересных домов, как старых, так и новых построек. Много разных заведений, продуктовых магазинчиков, бутиков. Особняк Зинаиды Морозовой (ныне в нём дом приёмов МИД) по-прежнему «навевает много дум» и разбавляет модерновую «европейскость» Патриарших готической эстетикой. А всё началось со строительства на этих местах жилых домов для советской партийной элиты… А до этого неведомый Фома увяз тут по самое не горюй. А ещё раньше стояло тут, покрытое рябью, Козье болото…

Ночью жизнь на Патриарших буквально кипит, о чём в последнее время вовсю вещают соцсети. Тут по ночам Москва пружиной сжимается вовнутрь, стесняя до боли саму себя. Периферия поддавливает центр, опустошая запасы спиртного дорогих баров, нарушая привычную размеренную жизнь респектабельного района. Здесь на углу у Патриарших соединяются две Европы: дневная – «солнечная» и ночная – «лунная». Что же творится в европейских городах в «лунные» периоды суток, можно рассказывать долго…
На самом пруду всё как прежде. Ночные вакханалии уже успели поутихнуть, как будто и не было тут ещё несколько часов назад многолюдных гулянок, пьянок, разборок. Спорадически возникавшие, в течении всей ночи, бури в стакане, – благополучно устаканились. Всё спокойно, тихо, чисто, упакованные мусорные пакеты бережно скрывают следы минувшей попойки.
В пруду, издалека наблюдая за происходящим на берегу, плавают лебеди. На скамейках сидят усталого вида люди. На одной из этих скамеек, возможно, решалась судьба М.А. Берлиоза, засидевшегося тут до вечера и так и не ответившего на вопрос: «кто же управляет жизнью человеческой»…
А вот мартышка уже протягивает свои гладкие руки, заманчиво подмигивая прохожим:
Потри мартышке лапки,
будет тебе счастье,
будут бабки…
«Солнечная» прогулка завершается распитием безалкогольного мохито в одном из баров, и мы покидаем этот искусственный островок европейского быта в центре многоликого мегаполиса, так и не поняв – в какой стране мы живём…

 

 

Марат Шахман.

 

просмотров: 207 Опубликовано Разместил: administrator размещено в Проза

Добавить комментарий