Хугли приток Ганга

Хугли приток ГангаДаже внутри себя, как таковой, Индия остаётся неразгаданной и непостижимой рассудком. Здесь оставили свой след древние арии, скифы, персы, греки, парфяне, кушаны, европейцы, раджпуты; здесь возникли Веды, зародился буддизм, нашёл своё прибежище зороастризм; здесь правили Ашока, Маурья, Канишка, творили Калидаса, Тагор, Кабир и многие другие… Сама индуистская сверхреальность образует в своих высших аспектах непревзойдённые миры, куда стремятся миллионы душ, связанные с этой одной из крупнейших метакультур. Индия в целом, её духовная сущность не поддаётся осмыслению с помощью типичных рациональных методов.

Индия – Мать. И этим всё сказано. Мать живёт сердцем и одинаково любит всех своих сыновей, и потому на её земле уживаются и богатый, и бедный, счастливый и несчастный, добрый и злой в самых крайних контрастных проявлениях.

Индия изначально нетипична, не считая отдельных внешних атрибутов. Несмотря на убеждение, что кастовость в индийском обществе непреодолима, и, что перемены в этой краеугольной системе человеческих взаимоотношений могут привести к тектоническим переворотам в духовном аспекте, заключающемся в индивидуальном росте каждой отдельной души, кастовое состояние преодолимо, и в этом состоит основа индуистской религии, сутью которой является реинкарнация. Именно отсюда, это покорное смирение перед судьбой, стремление отработать свою карму в тяжких условиях текущей жизни, чтобы после родиться в новом теле, в новой жизни.

Люди Индии – это поле, усыпанное всевозможными цветами и проросшими злаками, это одна единая душа, чьё бытие сконцентрировано в священной реке индусов Ганге, являющейся олицетворением богини материнства, это пёстрый, живой этнический ковёр, испещрённый тайными знаками, загадочными символами, замысловатыми и простыми узорами.

Индийская метакультура наиболее древняя и развитая в этическом смысле; в основе своей её люди свято чтут законы кармы и религиозной этики, боясь нарушить хрупкое духовно-физическое равновесие, благодаря чему душа держится в мире страстей и желаний, балансируя между двумя противоположными мирами посмертного воздаяния.

Убеждение, что Индия ещё не испорчена западным рационализмом, отчасти верно. С одной стороны, тут иной взгляд на жизнь, на посмертье, на вопросы воздаяния, что заставляет сознание, разум контролировать низшее «я», но с другой стороны, стремление к достижению материальных благ, высокого социального уровня (а это всегда связано с амбициями), тут, как и в западной цивилизации, имеет место. Просто, чем выше и бескомпромиссней амбиции и потребности, тем сильнее проявляет себя агрессия, нервозность и раздражение в человеке. В Индии человек низшей касты в большей степени вынужден довольствоваться своим статусом, как некой данностью, ожидая перехода на новую ступень бытия в новом перевоплощении, что помогает, в общем-то, удержать себя от отчаяния, от мятежа, от тяжких душевно-нравственных срывов. И если религия на Западе уступает место позитивизму, то в Индии религиозное отношение к жизни всё же сильно и религиозные каноны в большинстве своём святы, а это то, что позволяет им самосохраниться в самом главном…

 

to be continued…

24.04.17.
Марат Шахман

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *