Лена шла с мамой по улице. Они жили тогда все вместе в районе Измайлово. Нелли крепко держала дочку за руку, переводя её через дорогу. Стоял февраль. Лена была одета в шубку из искусственного меха, на ногах её были сапоги, формой напоминавшие валенки, на голове серела вязаная шапочка. В этот момент недалеко от них остановилась машина, «Жигули» или «Москвич», – Лена не разбиралась в то время в автомобильных марках. Оттуда вышла женщина лет тридцати и окликнула их популярной в то время фразой:
– Девочка, вы не хотите сниматься в кино?
За девочку ответила мать. Обернувшись в пол оборота и увидев незнакомую женщину, она отрезала:
– Нет, спасибо.
– Но почему? Это же интересно! – глядя на неё с удивлением, попыталась аргументировать своё предложение женщина.
– Нам нет, извините.
– Нет, нет, вы меня не поняли,– продолжала она, не собираясь сдаваться, – это же фильм про войну! Да, про войну.
– Про войну? – переспросила мать так, как будто только фильм про войну мог заинтересовать их с Леной.
– Конечно! Съёмка проходит совместно с итальянцами и французами!
– А что за роль? – невольно вступая на кастинговую стезю, спросила мать Лены.
– Одна из детских ролей.
– Фильм для детей? Ах, да… про войну… Ну, я не знаю, ты хочешь? –переводя взгляд на Лену, спросила мать.
– А в кино поведут?
– Зачем тебе в кино, ты сама будешь сниматься в фильме! – рассмеялась в ответ женщина.
– Ну, тогда, да, хочу, – согласилась Лена, ещё не понимая своего счастья.
– Тогда, вот, садитесь в машину, подпишем кое-какие бумаги! Я вам запишу адрес, вы приедете по нему завтра утром! – заспешила женщина. – Пойдёмте, пойдёмте, не волнуйтесь, уже с десяток родителей с детьми согласились, если не больше…
– С десяток? – переспросила мать Лены.
– Ну, да, что ж здесь удивительного, сам Марчелло Мастроянни и Софи Лорен в главных ролях!
– Что, правда? – не доверчиво протянула мать, усаживаясь с дочерью на заднее сидение автомобиля.
– Ну, что же, я вам врать буду?! – садясь спереди, ответила женщина.
– А как называется фильм? – беря из её рук листок, спросила мать будущей актрисы…
– «Подсолнухи».
– Подсолнухи… Про войну… – Она в волнении поглядывала на дочь. – Ну, хорошо, – расписываясь на поданном ей листке, согласилась она.
– Вы не волнуйтесь, всё будет хорошо! – забирая листок обратно, всё тем же певучим голосом, протянула женщина, будто пытаясь уверить маму с дочкой в благонадёжности проекта. – Неужели, вам ни о чём не говорят имена Мастроянни, Лорен, Савельева, де Сикка? А у девочки типаж. Уж, я то, поверьте, разбираюсь, с первого взгляда вижу, у кого типаж…
Наверняка, женщина ещё долго бы рассказывала о своем профессиональном опыте в области кинематографии, если бы шофёр не указал на часы, негласно сообщая о том, что пора ехать на поиски других, новых будущих кинозвёзд в искусственных шубках и драповых пальтишках.
На следующий день Лена с мамой приехали в Захарково; сейчас это территория в районе Южного Тушино, недалеко от метро Сходненской, а в годы, когда снимался фильм, Захарково было небольшой подмосковной деревней, каких немало в течении лет разрослось по периметру столицы. Однако, следует заметить, что далеко не в каждое подобное Захарково приезжали сниматься сам Марчелло Мастроянни и сама Софи Лорен.
Задача перед Леной, как и перед множеством других детей, исполнявших роль маленьких жителей деревни в этой сцене была изначально непростая, так как нужно было играть бок о бок с самими примами мирового кинематографа! Но Лена блестяще справилась со своей задачей. Она, честно признаться, особо и не поняла, кто эта пышногрудая тётя с загаром а-ля «vacances sur la côte d’Azur» на красивом, вечно молодом лице, мило улыбнувшаяся ей перед входом в коридор, ведущем в гримёрку. И кто этот белозубый, стройный красавец-дядя, на ломаном русском ласково назвавший её «белочкой», «красивой белочкой». Она просто сыграла свою роль, получила гонорар в виде пакета сладостей и комплиментов от звезды, и гордо покинула сцену, предвкушая выход фильма на большой экран…
Фильм в итоге вышел, и многие, вероятно, его смотрели. Смотрела его и Лена, правда, себя в сцене, где дети стоят на фоне Софи Лорен, она так и не обнаружила… Видимо, режиссёры вырезали этот момент. Именно тот самый момент, где стояла «белочка», «красивая белочка» Мастроянни… Зато остались целенькими кадры с итальянской кинозвездой…
«Может, это случайность, – думала Лена, повзрослев, – может быть, эта роль не для «белочки», не для красивой «белочки?! Кстати, наверняка неслучайно «белочка» созвучно итальянскому «bello»…
П.С.
Спустя много лет Лена стала учёным в области биологии, давно работает заграницей, в России почти не бывает, наверняка, забыла тот случай и знаменитую фразу: «Девочка, вы хотите сниматься в кино?» В последний раз я видел мою кузину много лет назад… Не так давно умерла мама Лены…
Марат Шахманов.
(из серии нон-фикшн)
кадр из кинофильма «Подсолнухи» (1970)