Невольно став свидетелем конфликта, Марго ему пыталась объяснить, Но парень видно слушать не желал II …Дух Воланда витает над Москвой. И те же трюки повторяет вновь, – Историк лжёт? Отсечь башку мечом? – – Мне льстит, Фагот, сравнение с кумиром, III Глядит народ – кот платит за парковку. И тигры вырвались откуда-то из клетки, – Всё это ерунда! – бросает резко Воланд Ну ладно, всё, я ж вроде миротворец, IV – Который день в Москве дожди и слякоть. Сверкает молния. Бьёт гром. Шатает стены. – Сей город миновали перемены, – Я предлагаю, сударь, на Арбат! – Ты прав, Фагот, пора в народ и в массы – «Не смейте нам мешать читать Шекспира! – Быстрей отсюда! Столько много фальши! – Мне нужно тут буквально в пару мест, – Вас понял. Я устрою им аншлаг! – Мессир, прошу вас, ваша трость и фрак! – Всё дальше я один. Я должен вырвать V Вечерний час. Темно в квартире. Душно. – За что там гибнут люди в наши дни? – Идёт к окну сомнамбулой подросток, Всего одно движенье отделяет – Нет, не ушибся, разве только шишка. – Ну, хорошо, иди пока на кухню. Иван, придя в себя, держась за ухо, – Не узнаю вас в образе! – воскликнул, – Я Мастер. Красноречивы вы, как прежде, тёмный рыцарь. – В софистике не стоит упражняться Но подожди, постой, ты так и не ответил, – Вот это поворот! Вот это новость! – Вы сколько вам угодно можете, мессир, Сидевший в кресле Воланд, покачнулся. VI Иван сидел впотьмах, не сознавая, «Всё в жизни можно изменить, пока мы живы». – Он вспоминал их частые свиданья: Он позвонил ей. Голос Маргариты – Всё в жизни можно изменить… – она шептала, VII Тень Фаланда блуждает по дворам, А Дети Мастера (так сам он их нарёк), Май-июнь 2017
I
За столиком в антикафе одном,
что на Покровке в переулках тесных,
сидели парень с девушкой вдвоём
и ссорились зачем-то неизвестно.
услышал я, что парня звать Иван,
а девушку Марго иль Маргаритой,
и между ними вроде как роман.
что играми азартными не стоит
свою судьбу безжалостно губить
и риску подвергать себя пустому.
советов девушки и продолжал перечить.
Я слушать продолжения не стал,
и вышел вон – в воскресный пьяный вечер…
Бредёт по улицам сто лет уже знакомым,
блюдя нерукотворные законы
искусства управления толпой.
дразня рублями зрительские массы,
и хлещет из артерий рваных кровь,
и строит кот ужасные гримасы.
Кричит ему вдогонку наглый гаер. –
Считает вас, мессир, он палачом,
вождём осатанелых пролетарьев!
хоть и неясно, кто здесь прототип.
Потерянным талантом князя мира
владею я. И пусть мой архетип
извечно связан с тёмною природой,
я зло творю не из любви к нему
и прочим мелким демонам в угоду, –
я создан тьмой и представляю тьму!
– Умней придумать не могли флешмоб!
– Ещё бы тигров взяли для массовки!
– Ах, тигров?! – Кот в ладоши: «хлоп!»
вгоняя в панику скучающий народ.
– Опять проказничает котик наш…
– Эй, детка!
– Посторонись! Убавь тигриный ход!
и нахлобучив шляпу на лицо,
ускорил шаг, – была бы моя воля,
я б разобрался с каждым подлецом,
кто любит деньги больше, чем искусство,
изображая честных москвичей
невеждами, болванами… О, грустно,
что не в рядах я ваших палачей!
я самый первый в мире гуманист,
передо мною сам кремлёвский горец –
безжалостный тиран… А ну-ка, брысь!
Кто здесь меня цитирует, так нагло
фальшивя и уродуя мой бас?
Я понимаю – Гёте, Врубель, Вагнер –
меня изображали без прикрас.
А эти театральные паяцы,
я б вас давно отправил кой-куда,
в морозной почве день и ночь копаться,
чтобы узнали цену вы труда!
Что это, как ни осени злой блеф?!
Довольно, небо, сколько можно плакать!
Таить на всех свой преподобный гнев!
По крышам ветер хлещет невпопад.
Взлетают вверх артерии и вены,
отстроенных в сем веке эстакад.
что ни строение крутое, ни подряд –
за всё положенный чиновнику откат,
будь то дома иль храмы Мельпомены…
И вам отвлечься от ненужных мыслей,
и на культуру «ихнию» взглянуть,
а то ведь утомили эти числа,
повсюду рынок, уж не продохнуть!
чем промышляют господа творцы
узнать, да рассмотреть их выкрутасы,
ведь есть средь них ещё поэты и чтецы!
И Мильтона! Мильтоны, руки прочь!»
Кот тут как тут: – что надо вам шерстилы?
Малец читает как и я, точь-в-точь!
Во мне проснулась снова моя грусть.
Хоть я и не люблю трагедий ваших,
я Гамлета читаю наизусть.
Я с Фаустом знаком не понаслышке,
вам это ни о чём не говорит.
Читаете про жизнь пустые книжки,
пока мистическое в вас веками спит.
и я покину всё же этот город.
– Нам через центр!
– Нет. Теперь там крест.
Проскочим подворотнями. О, хорор!
Я помню этот театр Варьете…
Сейчас с десяток схожих расплодилось –
и всё подделка. Знаешь, что, котэ,
Нерона, императора сгубило?
Отсутствие таланта. Сделай так,
чтоб «artifex pereo» – было слышно
на гнусных их спектаклях. Лай собак
пусть заглушает злые их интрижки.
из рук Его несчастного юнца.
Он задолжал нам душу в этих играх,
пройдя все лабиринты до конца.
Иван, откинув в сторону планшет,
глядит в окно ночное равнодушно.
Вдруг замигал в углу другом торшер.
Он переводит взгляд и видит в кресле
сидит мужчина, левый его глаз
сверкает как искусственный алмаз,
от лунного сиянья потускневший.
На правый глаз напялено пенсне,
на голове чернеет его шляпа,
на бледной шее серое кашне
и чёрный фрак, какой носил Шаляпин.
раздался голос мрачный. Парень вздрогнул.
– Что испугался, паренёк? Взгляни,
кто пред тобою здесь: Я вынос мозга!
Я пугало времён, я фейк, я вирус!…
Не перечислишь, кем ты называл
меня в сети. Но это всё слова,
я по другой причине здесь в твоей квартире.
Ты под залог своей бесцельной жизни
вошёл игру, в которой дал зарок,
исполнить всё в свой надлежащий срок,
что обещает каждый наш игрок,
подписывая правила. Всяк избран,
кто не боится смерти посмотреть
в её глаза. Готовься, мальчик мой,
принять судьбу, как подлинный герой!
Я буду страстно за тебя болеть,
как и всегда! Клянусь твоей душой!
Взгляни в окно, там сила притяженья,
тебя неотвратимо тянет вниз,
в потоках турбулентного вращения
ты обретаешь, обретаешь жизнь…
и тот же голос шепчет позади:
– увидеть новый мир, как это просто,
не останавливайся, юноша, иди!
парнишку от провала в пустоту,
он жадно воздух лёгкими вбирает,
и… в страшную секунду ту
его назад отбрасывает что-то,
он падает спиной на жёсткий пол,
и видит вдруг – величественный кто-то
над ним стоит… горящий ореол
его сияньем славы окружает.
– Всё хорошо? Ты не ушибся слишком? –
протягивает руку он мальчишке
и встать ему на ноги помогает.
У нас с мессиром будет разговор.
умчался прочь в соседний коридор.
поверженный в смятенье чёрный маг.
– Вы Дон Кихот! Вы Гамлет многоликий!
Вы Доктор Фауст – мой бессменный враг!
– Мастер?
– Да, тот самый Мастер.
– Не может быть! Вот это чудеса!
Ах, как красив! Да преисполнен властью!
И верно чин имеешь в небесах.
Зачем пожаловал? Ведь мы перевернули
страницу той истории давно.
Что мы без вас такого провернули,
что нужно было лезть тебе в окно?
Но ваше красноречие, увы,
себя изжило в тех кругах столицы,
что в прошлом патронировали вы.
Одной уже не хватит головы,
чтоб разобраться в этой круговерти,
вы однозначно устарели тут,
хотите верьте мне, хотите мне не верьте,
но вам здесь нос легко теперь утрут.
со мной, мой друг. Я соглашусь лишь с тем,
что в некоторых случаях сбываться
мечтам учеников дано, хоть и не всем.
Я покажу любому претенденту,
кто хвастает, что нас он обскакал
в умении угробить конкурента
в словесном споре, – кто здесь аксакал!
Кто здесь король убийственного слова,
зубодробительный всегда врезает довод!
зачем ты здесь, что привело сюда,
тебя, о, гость незваный?
–Дети. Дети.
И совокупность общего вреда
им причинённого в быту и в интернете.
Я б и подумать никогда не мог,
что и соцсети посещает Бог…
ну, в смысле вы – Его оплот и гордость.
И что теперь, блокируют мне вход
в интерактив? Обрежет мне провайдер
входящий трафик? Это грозный ход!
Закройте мне ещё WhatSapp, VK и Viber!
Народ вас непременно засмеёт!
над судьбами людскими надсмехаться, –
настало время, Судные весы
качнулись вниз. Теперь за всё воздастся.
Мы будем безустанно наблюдать
за малыми, кто рвётся в эти сети,
и от паденья в бездну ограждать,
пока коварство царствует на свете.
Окончена игра. Застыло время.
И вам пора оставить этот дом.
Нет вашей власти более над теми,
кто под Его находится крылом!
Не поднимаясь с места, бросил взор
на Мастера зловещий, и метнулся,
исчез во тьме, как некогда Клингзор…
то было наяву или во сне…
В контакте сообщения читая,
увидел он посланье на стене:
(Оставил запись некий «Аноним».)
Он вспомнил, что Марго теперь не с ним,
и стало на душе его тоскливо.
пустые ссоры, радости восторг,
и первое стыдливое признанье,
что в страхе – быть отвергнутым – исторг…
звучал тепло. Она его ждала,
и каждый новый день в своих молитвах
просила уберечь его от зла.
и отзывалась сила этих слов
в его душе, что снова обретала,
отвергнутую раннюю любовь…
ища приюта там, где воля сникла,
где торжествует мёртвая игра,
где со дворов исчезла детвора
и общество ко лжи любой привыкло.
пройдя невольный жизненный урок,
вдали от всех спокойно, тихо жили,
и связь времён в сердцах своих хранили,
любовью побеждая рок.
Марат Шахманов.
От автора: Импровизация на тему самовыявления образов героев булгаковского романа. Где-то в параллельном мире булгаковские герои продолжают существовать и пересекаться друг с другом. И даже, если эти мысли — фантазия, в творческом мире это, безусловно, так, иначе литература это всего лишь «бумажная территория», лишённая жизни и пространства. Чтобы уловить невидимые тени, нужно проникнуть в их неуловимую суть и тогда открываются неожиданные вещи…
Иллюстрация к поэме: мастерское портретное фото «Маргарита» в исполнении Егора Власова.