Эссе Небесная роза «Bundisch Jugend» не погибла, но в некотором роде продолжила существовать в движении «Белая Роза», в основу которого Ханс Шолль вдохнул идеалы и духовные смыслы предшествующего союза. Прототипом Белой и Небесной роз можно без сомнения назвать Райскую Белую Розу Данте Алигьери (rosa candida), многослойной обители праведников и святых с Приснодевой в самой её сердцевине. «Так белой розой, чей венец раскрылся, Являлась мне святая рать высот» – пишет Данте [«Рай», XXXI, 1-2]. Роза у Данте символизирует Таинство Боговоплощения, выражает мистическую связь с Христом и Богородицей. То, что «Белая Роза» не только политическая антифашистская группа, но прежде всего духовное, просветительское и в определенной степени религиозное движение, становится понятно из того обширного материала, которое и как оружие и как, собственно, источник знаний, используют единомышленники в процессе борьбы с тёмной стороной, олицетворяющей, в их понимании, дьявольские силы антихриста. Мистическое видение трагедии, постигшее Германию, выражается в содержании наиболее значимых листовок, где открытым текстом разоблачается оккультно-политическая система, стоящая за нацистами. «Не скрывайте вашу трусость под покровом мнимой мудрости! Ибо с каждым днем, пока вы медлите, пока вы не сопротивляетесь этому исчадию ада, ваша вина возрастает подобно параболической кривой все выше, все выше». «Исчадие ада» в данном случае не фигура речи, здесь раскрывается вся сущность чудовищного явления, персонифицированного в личности фашистского фюрера. «Всякое слово, исходящее из уст Гитлера, — ложь. Когда он говорит «мир», он имеет в виду войну, а когда он именует Всевышнего, то он изрыгает страшнейшую хулу, ибо имеет в виду власть лукавого, падшего ангела, сатаны. Уста его — смрадная пасть ада, и власть его отвержена в самой ее основе. Конечно, надо вести борьбу против национал-социалистического, террористического государства рациональными средствами; но кто еще сомневается в действительном существовании бесовских сил, тот далеко не понял метафизическую подоплеку этой войны. За конкретным, чувственно ощутимым, за всеми вещественными и логическими соображениями стоит иррациональное, т.е. борьба против демона, против вестника антихристова». Такое видение, такая позиция и глубина осознания, происходивших событий и явлений, Ханса Шолля и лидеров «Белой Розы», говорит о том, что в их умах и сердцах на тот момент сосредоточилась борьба светлых сил Германии против сил её антиполюса, захвативших власть на земле (auf deutschem Boden). Эти молодые люди стали средоточием усилий провиденциальных сил, направленных на пробуждение в обществе сознания необходимости противостояния раковым клеткам фашизма. Подлинная религиозность, вера в Христа и Его миссию, объединяло и протестантов-евангелистов Ханса и его сестру Софи, и католика Вилли Графа, и православного члена «Белой Розы», одного из её идейных лидеров Александра Шмореля, и других участников движения. Белая Роза в метафизическом срезе представляет собой, пленённую демоном великодержавия, Душу германского народа. Белая роза символ Девы Марии, а также символ благородного рыцарства. «Помоги нам, Господи, и защити детей Твоих! Я в России, мы с Александром работаем с утра до ночи. Хороним, перевязываем раненых, ездим по селам, где очень много инфекционных больных.» – Писал Ханс, и на войне, выполняя, прежде всего свой человеческий и врачебный долг. «Я хочу любить и смеяться, потому что вижу, как над этими сломанными людьми всё ещё парит ангел, который намного сильнее, чем силы пустоты», — вспоминая православную службу в русской церкви, писал он. Шолль был мыслителем, одарённым художественным словом и даром предвидения. На допросе Софи призналась, что брат пишет религиозно-философские трактаты, и то вряд ли было попыткой сместить акцент ради того, чтобы выгородить его перед следствием. Идеи сопротивления, тексты листовок несут в себе глубокие, экзистенциальные смыслы, выражающие мировоззрение и духовный облик их авторов. Возможно, что-то из подобных трудов Шолля и сохранилось в архивах, но, к сожалению, пока что мне не удалось собрать информацию об этом. Его убеждения о России сформировались благодаря его любви к стране, в которой он родился, воспитанию, изучению трудов русских классиков, в первую очередь Достоевского. Ясное сознание того, что после смерти его душа перейдёт в мир иной, раскрывает в нём человека духовного видения, непоколебимой веры и сострадательной любви. «Мои любимые отец и мать! Итак, всё же не суждено иного, и по воле Божией мне следует сегодня завершить свою земную жизнь, чтобы войти в другую, которая никогда не кончится и в которой мы все опять встретимся. Эта встреча да будет Вашим утешением и Вашей надеждой. Для Вас этот удар, к сожалению, тяжелее, чем для меня, потому что я перехожу туда в сознании, что послужил глубокому своему убеждению и истине. По всему тому я встречаю близящийся час смерти со спокойной совестью.» В черновиках русского поэта-вестника, философа-мистика Даниила Леонидовича Андреева высказана мысль о человеке, наделённом значимой миссией, вдохновенном мыслителе, близко связанном с Россией, который станет одним из основателей Розы Мира в Германии. Не могу утверждать, о ком именно здесь идёт речь, но вижу реальную, духовную связь Белой Розы, Райской Розы Данте и Розы Мира Даниила Андреева, чьи корни произрастают из лона единого небесного Отечества, озарены лучами немеркнущего, незаходящего никогда Солнца Мира. Перед казнью Вилли Граф в прощальном письме напутствовал свою сестру Аннелизе: «Ты должна сохранить честные воспоминания о нас и о наших целях. Передай всем друзьям мой прощальный привет и скажи им, что они должны продолжить то, что начали мы». Продолжить, значит продолжать всегда, ведь у борьбы за правое дело нет конца, до тех пор, пока мир не преображён, «до перемены земли и человека физически». Дело Белой Розы живо и выражается не только во внешней борьбе со злом и его проявлениями, но и с внутренними недостатками, несовершенством, невежеством, мракобесием, нетерпимостью. Она транслирует в мир смыслы, рождённые великими умами человечества, что свидетельствует о непреклонной вере в Милосердного Творца, несгибаемой воле перед лицом испытаний. Белая Роза изменила не только германское общество, но и призвала весь мир, каждого из людей к деятельному подвигу, к духовному и нравственному развитию. «Высший подвиг» Душа Германии в плену. Окольцевал державный демон Обманом взятую страну. Зовёт Христа на помощь Дева. И Розой Белою с небес Ниспослан дух спасенья немцам – Разоблачён лукавый бес Под тёмной маской иноземца. Сорвали острые шипы Знамёна лжи с высоких башен, Во мрак обрушились столпы Режима гибели и фальши. Воскресла роза, расцвела, Сзывая мучеников души В мир милосердия, в мир лучший, И лепестками устлала Их путь домой, в обитель света, Под сень божественных садов, Венчая радугой заветной Их подвиг высший и любовь! Марат Шахманов 01.02.2022. В Казани подвели итоги международного конкурса «Детям о Белой Розе». Организатор Международного литературного конкурса Благотворительный фонд «Счастливые истории» при поддержке Оренбургского благотворительного фонда «Евразия» и Национальной библиотеки Республики Татарстан. В конкурсе приняли участие авторы из более, чем двадцати регионов России, из Белоруссии, Молдовы, а также участники из двадцати одного района Татарстана. Победителями стали: Анна Бугакова, студентка Московского государственного лингвистического университета, г. Москва Ирина Ефимова, педагог МБОУ «Нармонская СОШ», с. Нармонка, Лаишевский район, Татарстан Мария Пархоменко, ученица ГБОУ «Школа №1356», г. Москва Светлана Плужникова, педагог МБОУ «Вечерняя общеобразовательная школа №1», г. Альметьевск Марат Шахманов, сотрудник ГБУ РД «Театр оперы и балета», г. Каспийск, Республика Дагестан. (Пьеса «Случайный звонок») Победителей и организаторов конкурса от имени фонда и от себя лично поздравила председатель Мюнхенского фонда «Белая Роза» Хильдегард Кронавиттер. https://www.weisse-rose-stiftung.de/die-weisse-rose-stiftung-e-v/ http://hildegard-kronawitter.de/ Литературный конкурс «Детям о Белой Розе» Фонд «Счастливые истории». Победители конкурса «Детям о Белой Розе» Подведены итоги Международного литературного конкурса «Детям о «Белой розе» В Казани назвали имена победителей Международного литературного конкурса «Детям о «Белой Розе» «Детям о Белой Розе». Администрация города Оренбурга. «Die Sonne scheint noch…» Die Sonne scheint noch… Einsamkeit ist überall. Und du mich liebst dort hinter Wall. Und zwischen uns ist schwarzes Loch. Was soll ich schreien? Taubheit Wie ein undurchdringlicher Dunst, Und zwischen uns die Dunkelheit, Die fremden Kraft der kalten Kunst. «Die Sonne scheint noch…» – «Солнце ещё светит» (нем.) – слова Софи Шоль перед казнью за участие в антифашистском движении «Белая Роза» (Weiße Rose). Marat Shahman
Даром предвидения, а возможно и пророческим даром, обладал и Александр Шморель – сын германского и русского народов, канонизированный церковью в феврале 2012 года. Он писал в письмах к русской девушке Нелли: «В России будущее человечества».