Если взглянуть на отдельные группы в европейских сообществах, практикующих йогу или нечто подобное ей, исповедующих смесь индуизма, буддизма, различных направлений первого, смешивая всё это с чисто европейской или евроамериканской субкультурной традицией, то на выходе получается такой интересный гибрид, который можно обозначить термином «евроиндуизм». Е/и – это то, когда всячески подчеркиваешь свою духовную связь с Индией, при возможности охотно путешествуешь по её городам, рассуждая о сансаре, о карме, о индуистских богах, о полувегетарианстве (это когда курицу нельзя, а яйцо можно), при этом даже не помышляя о том, чтобы самому «кастуализироваться», но если только не сразу прямиком в касту к брахманам, или, на худой конец, к вайшну. Все эти сакральные вещички, фенечки, аюрведы, поиски «святых гор», яростные попытки медитировать, фитнес-битлз-йоги и, одновременно с этим, отвращение к жизни индийских городов и трущоб, – характеризуют отношение рационального, хоть и подверженного романтизму европейца, к этой стране в целом.
И все равно: «намасте» – всем ищущим свою Индию Духа, даже сквозь призму европейских представлений о ней, под дым благовонных палочек и гашишных испарений. Всё же такие наивные, отчасти искренние представления об Индии, куда милее того потребительского взгляда на эту страну, о котором упоминал Даниил Андреев в одном из своих писем: «Недавно я попал на один фильм с громогласным заголовком:
Причастность реальности высшего Трансмифа индуистской религии в его метакульурных аспектах, приятие таинств её иерархий, её дуальных трансфизических начал – не может стать следствием простого увлечения Индией, нужно родиться в ней, быть кармически (и реинкарнационно) связанным с ней или посвятить себя поискам той самой Индии Духа, которую открывали нам Гумилёв-старший и Андреев-младший.
Нам, скользящим по поверхности бездонного океана мистического индуистского мифа, изредка погружаясь в его средние слои, это или не дано, или сделать очень сложно. А порой и вовсе не нужно, чтобы наш поиск не уподобился описанному выше искательству или не превратился в погоню за удачами и материальным благополучием под аромат благовонных палочек и звуки искусственно смонтированных и инструментально оформленных мантр.
Но Индия – это ещё ворота в космическую бездну, развернутую падением Титанов в Тартар, их парением над ней в процессе трагического спуска по слоям трансфизики планетарного космоса. Смертоносной битвой при Курукшетре, унесшей, если верить легендам, миллионы жизней, в ходе которой между собой столкнулись братские арийские роды. Трансфизической битвой за священный город Варанаси, обороняемой в течение много времени херувимами и другими светлыми силами Индийской метакультуры. Индия – это боевой танец разрушительницы Дурги, милосердной воительницы, соединившая в себе божественные энергии различных качеств ради победы над злом и обращения злых существ к свету путём уничтожения невежества, властвующего над ними.
Века вампирического высасывания из лона Индии азиатскими, могольскими, европейскими, и прочими хищниками ресурсов, богатств, сил образовало, образно говоря, гигантскую дыру в пространстве, отдалило перспективы на самостоятельное полномерное развитие этой цивилизации.
По мнению одних, эту «дыру в пространстве» пытались «латать» великие брамины и йоги, владевшие силой материальных законов, дабы как-то ослабить её притяжение. Но кому под силу это ноша? Индия в её бытовых аспектах так и осталась крайне расслоенной и разбитой по подобию средневековых каст, хотя многое и изменилось в этом отношении. Баланс между двумя началами, так и не достигнут. Бездна, если не ширится, то сужается крайне медленно, как рана, которая никак не хочет зарастать. Космическая рана, – причины которой все же, несмотря на отдельные догадки, остаются неразгаданными.
И тут важно понять, что синтез духовной и материальной культуры в их высшем проявлении и качестве – цель недостижимая пока что ни одной из мировых цивилизаций. Притом, что на западе дисгармония духовного и материального начал проявляет себя в отсутствии роста первого начала при стремительном прогрессе материально-технологических областей экономики и науки.
Даниил Андреев писал, критикуя противопоставление различными кругами полярных друг другу цивилизаций с неизменным восхвалением ими западной модели мироустройства:
Великие учителя, святые, правители и творцы начиная от Ведавьясы, Махавиры, Вальмики, Викрамадитьи, Чандрагупты Маурья, Ашоки, Патанджали, Канишки, Самудрагупты, Чайтаньи, Калидасы до Шанкарачарьи, Кабира, Тулсидаса, Рамакришны, Тагора, Свами Вивекананда, дивной Ма Анандамайи зажигали в сердцах и умах людей свет иных реальностей, надстоящих над материальным миром, объединяли единое физическое и духовное пространство Индийской метакультуры.
«Бенарес — мечта моя, одна из самых любимых и самых томительных»! – Возглашал поэт-визионер, вспоминая свои прошлые реинкарнации.
Может быть, эти святые имена и священные образы Индии пробуждают в отдельных европейцах поиск её духовного двойника в неведомых земному взору пространствах. Побуждают избавиться от шелухи повседневности и рационализаторства рассудка тех, кто искренне посвятил себя культуре этой страны, принял её религиозные и этические ценности и принципы.
Размышляя в очередной раз над этой проблемой, я не нашёл другого способа, как ответить самому же себе на «трудный вопрос» этими горькими строчками:
Стойко держится древняя мода.
Министерства кожевенных дел
Охраняют родную природу,
Секвестируя кожу от тел.
Производство фиговых тканей
Нерентабельным стало давно.
Как прекрасна раскраска у лани!
Жаль, что людям такой не дано!
Но исправить промашку несложно,
Нужен нож и стальное копьё
И умение мяса от кожи
Отделить. Кожа вам не тряпьё –
В ней ходи круглый год и не мёрзни,
Хоть в пещерах живи, хоть в лесу,
Если любишь природу, берёзы,
И животного мира красу.
Многокожие мы. Гордо носим
На руках, на груди, на ногах
Кожу мёртвых зверей, а как сносим
На охоте стоим в бутиках.
В канцелярии, в спорте, в ремёслах,
Где кожевен дымятся костры,
Предлагаются детям и взрослым
Натуральные эко-дары.
Что там бегало раньше – телёнок,
Поросёнок, ягнёнок, овца,
Всё сойдёт. Обретаем с пелёнок
Толстокожие наши сердца.
Но «трудный вопрос» так и останется «трудным», если мы постепенно, по собственной воле не начнём, наконец, заменять т.н. «натуральные материалы» на «ненатуральные». Спрос рождает предложение. В унисон нашим пожеланиям производители рано или поздно полностью перейдут на изготовление качественной продукции из кожзама и других материалов (не нарушающих ахимсу – запрет на убийство живых существ). Примеров изготовления качественной, красивой, ноской продукции из кожзаменителей, уже сейчас предостаточно, стоит только обратить свой выбор на такого рода производителей и товары.
Трудный вопрос, связанный с потреблением кож, мехов, других живых элементов, с мясоедством и прочими видами убийства животных, сможет помочь миру – та самая Индия, о которой мы здесь говорим, которую ищем, и которую никак не можем понять, продолжая смотреть свысока на «странных индусов» и их духовно-жизненные ценности.
В День Независимости Индии, добившейся её в процессе невероятного духовного подвига совершённого индийским народом, осознаёшь, что она могла быть достигнута только благодаря независимости Духа этого народа от материальных цепей, губительными страстями и равнодушием связывающих душу человека, парализующих его волю и способность сопротивляться таким порокам, как алчность, жестокость и насилие.
to be continued…
8.08.18.
Марат Шахманов