Первый иммерсивный инклюзивный спектакль «Воротами Счастья» прошёл в рамках фестиваля иммерсивных спектаклей и перформансов «Погружение». Действие происходило в манеже Конноспортивной школы «Джигит», распахнувшей перед участниками и зрителями свои двери.
В этот день 8 августа, будто Небо открыло свои врата, чтобы воплотить, казалось бы, невероятную мечту. Ведь, без пафоса, можно сказать, что в этот час свершилось чудо – родился новый Театр, новый по духу и мировоззрению. Объединились два пути, два направления – театры художественный и социальный, где вместе с профессиональными актерами рядом играли дети с особенным развитием, а также высшие на земле по уровню интеллекта животные – лошади.
Спектакль «Воротами счастья» – это соединение различных сценических жанров с значительными элементами конного театра, с участием зрителя, а главное, особенных детей в качестве действующих
лиц живого спектакля. Замысел действа родился не в один день, автор и вся команда в течении долгого времени шли к логическому воплощению своей идеи, наработок и практической деятельности в данном направлении, связанной с работой с особенными детьми, инклюзивным социальным театром, а также художественным театром, включающим в себя сценические постановки, фехтование, верховую езду, хореографию, живую музыку и, собственно, драматургию. В спектакле задействованы,
как дети, так и взрослые профессионалы своего дела в области театра, иппотерапии, психологии, педагогики, конного дела… Основной посыл спектакля –– благородство человеческих устремлений, искусство, дружба, доброта побеждают зависть, корысть, грубую силу. И непосредственное участие в действии зрителя образует необходимую иммерсивность, вовлечённость уже не наблюдателя, а участника событий, естественным образом выявляя в детских умах и сердцах столь важное во все времена качество, как неравнодушие. В данном случае иммерсивность выступает ещё и синонимом неравнодушия, что является немаловажным для нас в свете различных интерпретаций данного термина.
Необходимость создания для условий интеграции особенных детей и людей с ограниченными возможностями (а среди действующих лиц спектакля есть, кто относится к этой категории, к тому же с профессиональным актёрским образованием) в общество, стало главным катализатором реализации идеи необычного, прежде небывалого, спектакля. Среди участников и организаторов проекта –– родители, кто сами воспитывают особенных детей, поэтому идея инклюзивного театра не только глубоко логична, но и является натуральной потребностью вовлечь всех наших детей в процесс создания сценического произведения, в ходе которого будут выражены их лучшие качества, талант и артистизм, самостоятельное мышление, способность выбирать, отделять доброе от плохого, несмотря ни на что, быть неравнодушными к себе, к другим и к происходящему вокруг.
«Хвала героям! Слава неравнодушным!» – лейтмотивом звучат слова Рыцаря-художника (которого сыграл особенный ребёнок, юный художник Арсен Гасанов), открыто выступившего против хамства, безнаказанности и несправедливости, сконцентрировавшегося в одном лице, вступившись в финале за героиню, оказавшуюся в руках злого господина, тем самым своим смелым, решительным поступком изменив ход событий.
Хотелось бы верить и мы верим в то, что Восьмого числа МЫ, преодолев все сложности творческого, организационного, психологического, а также мотивационного (хотя с этим как раз проблем практически не было) порядка, прошли Воротами Счастья вместе с нашими детьми, и со всеми, кто был в тот вечер на стороне Добра. И даже отрицательные персонажи тоже в свою очередь исполняли замысел, который неразрывно связан с Замыслом Творца о всех нас, который мы, и это правда, не всегда понимаем, и который требует от нас –– взрослых людей – участия в жизни тех, кто возможно немного отстал в физическом развитии, но, безусловно, в чём-то очень важном превзошёл многих, кто в силу тех или иных причин, обывательски относится к жизни, рано или поздно попадая в сети собственного равнодушия.
И задача, которую включает в себя данный Замысел, состоит в том, чтобы мы, наконец, стали менять старые подходы и формы, соединяя то, что должно соединиться в одном едином целом, интегрировать людей/детей, которые в этом особенно нуждаются, в общество, через искусство исцеляя, разрешая их психологические и даже физические проблемы, направляя его светлые лучи искусства в беззащитные, по сути, детские души.
Ради этого мы и собрались, люди занятые каждый своим делом, состоявшиеся в своих сферах деятельности, собрались, чтобы создать новый мир, оживить театр, направить исцеляющую силу искусства по назначению.
Ради этого каждый вложил своё время, силы и средства на исполнение этой великой мечты. Откликнулись совершенно разные люди, – по моему приглашению в республику приехала известная российская актриса театра и кино, звезда сериалов «Кармелита», «Цыганки», «Королева игры», «Выбирая себя», «Сестры Королевы» и мн. др. Надежда Игоревна Бахтина, сыгравшая в спектакле роль Эсперансы, чьё имя с испанского переводится, как «надежда». Специально для этого проекта она записала в студии совершенно великолепную версию «Песни Альдонсы» (из к\ф «Дульсинея Тобосская»), совместно с одним из лучших гитаристов Москвы Эдуардом Швыдченко создав оригинальную аранжировку и минусовку тематической композиции. Актриса буквально попала с корабля на бал; из-за жёсткого графика съёмок она приехала за день до показа, оказавшись сразу на генеральной репетиции, а после на собственном Творческом вечере, который был запланирован несколькими месяцами раньше и прошёл в Театре поэзии 7-го августа в тёплой дружеской атмосфере.
Очень хочется отметить и потрясающий по чистоте и энергетике вокал актрисы и певицы Зульфии Архилаевой, блестяще сыгравшей роль другой сестры Фе («Вера» – с исп.), исполнившей две сложные и прекрасные композиции на итальянском и испанском языках. Невозможно не сказать и об исполнительнице роли Амор («Любовь» – с исп.), другой сестры, которую сыграла актриса Русского театра Беневша Девлетханова, буквально за несколько месяцев обучившаяся сложнейшим движениям танца фламенко, вместе с хореографом Муртузом Гаджиевым и режиссёром создав оригинальные хореографические этюды, ставшие основой драматического действа.
Необыкновенный, трогательный танец с участием особенных детей поставила хореограф, логопед дефектолог, тренер Специальной Олимпиады по художественной гимнастике Заира Баркуева, вызвавший море эмоций.
Огромную, титаническую работу проделала Амина Шамсудинова, одна из вдохновительниц нашего проекта, которую вместе со всеми нами благодарит руководство ГБУ ДО Конноспортивной школы «Джигит» за поддержку!
Низкий поклон всем, кто объединился в одну с нами Команду, на протяжении времени трудился, готовя спектакль, который, надо признаться, произвел сильное впечатление на зрителей, наблюдавших в этот день за действом!..
Низкий поклон и нашим особенным деткам Гасанову Арсену, Магомедову Амиру, Махсутову Мухаммаду, Дибировой Фатиме, Ахбердиевой Патимат и многим другим! А также отдельное почтение и благодарность юной певице Ираде Ханова из Дербента, которая под занавес мероприятия исполнила на радость всем свои солнечные песни!
………….
Автор и режиссёр Марат Шахманов (основатель интеллектуально-спортивного клуба и Странствующего театра «Белый Всадник», член Союза писателей России);
Режиссёр номеров с лошадьми, инструктор по иппотерапии и адаптивной
верховой езде Амина Шамсудинова;
Режиссёр-постановщик хореографических номеров: заслуженный артист РД и РИ Муртуз Гаджиев;
Арт-терапевт, мать особенного ребёнка – Элла Гасанова, исполнившая роль Королевы.
Хореограф: Клавдия Магомедтагирова – постановка балетной композиции под песню «Дорога без конца» в дуэте с Османом Рустамовым.
Ахмед Архилаев – и рок-группы «Седьмая ступень».
Актёры Рамазан Шамхалов, Магомед Алиев, Шамиль Шарабудинов и группа конников.
И вся Команда единомышленников!
Ждём всех на следующих показах!
.
/Публикация от 4 июля 2021 в журнале «Дагестан»/
Журнал Дагестан — Июль-август-2021
.
Актриса театра и кино Надежда Бахтина о спектакле
.
Пресса о спектакле
«Ворота счастья для всех открыты» (материал в газете «Дагестанская правда»)
.
Спектакль ВОРОТАМИ СЧАСТЬЯ стал победителем Фестиваля иммерсивных спектаклей и перформансов «Погружение», итоги котрого были подведены 1-го декабря 2021 года в Государственном Театре Поэзии.
В Махачкале подвели итоги фестиваля иммерсивных спектаклей и перформансов «Погружение»
В Махачкале подвели итоги фестиваля иммерсивных спектаклей и перформансов
Марат Шахманов
драматург, основатель интеллектуально-спортивного сообщества «Белый Всадник»,
окончил курсы повышения квалификации при ГИТИС «Инклюзивный театр. Создание спектакля».
В Махачкале подвели итоги фестиваля иммерсивных спектаклей и перформансов «Погружение»!
https://riadagestan.ru/news/society/v_makhachkale_podveli_itogi_festivalya_immersivnykh_spektakley_i_performansov_pogruzhenie/