Кельты – народ европеоидной расы, расселившийся на землях современной Европы и Малой Азии во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. Кельтские языки относятся к языкам индоевропейской группы. Известно более сорока кельтских племён, населявших территории нынешних Болгарии, Румынии, Чехии, Франции, Британии, Австрии, Испании, Португалии, Италии, Турции и др. До прихода кельтов в Европу они соседствовали на Востоке с другим индоевропейским (ираноязычным) народом – скифами. Граница их владений проходила вдоль территории нынешней Украины. Впервые воочию я познакомился с кельтской культурой, проживая в Вене, Нижней Австрии и в Зальцбурге, а позже, будучи в испанской Галисии. Казалось, что откуда-то из небытия возвращается эта загадочная и необычайно интересная культура, пробуждая в душе знакомые картины и образы. В 2001 году в Зальцбургских Альпах была найдена самая крупная археологическая находка, связанная с миром кельтов. В захоронениях, датируемых 500 г. до н.э, были найдены драгоценные украшения, одежда и другие ценности и артефакты, принадлежавшие кельтской знати. Эпоха кельтов пробудилась после долгого сна; как будто сама Бригита решила поведать людям о накопленных в её чертогах сокровищах их сердец. Предощущая приближение Века Возрождения духовного наследия народов Земли, пробудился священный Огонь Белена в силах природы. Австрийские земли всколыхнулись воспоминаниями о кельтских царствах Норика и Хальштатта. Интерес к музеям, благодаря ценным находкам кельтской истории, заметно возрос. В моде стали проявляться характерные черты кельтской культуры, кельтского стиля. Кельтский орнамент проступил в графике, в жанрах тату, в дизайнерских произведениях, в искусстве. В музыке ожили чарующие кельтские мотивы. А в литературе новую волну популярности обрёл жанр фэнтези, пронизанный кельтскими мифами. Люди, ценящие традиции и обычаи древних кельтов, стали проявлять интерес к старинным народным праздникам. 1 мая в кельтской мифологии наступает праздник небесного Огня. Жизнь на земле вступает в летнюю половину года. В полной силе оживают духи природы, наполняя новой энергией пробуждающуюся материю земли. Люди возжигают жертвенные костры, посвящённые божеству света и огня Белену. В этот период открываются мосты в иные миры. Темные силы после победы солнечного божества Луга над Балором – духом олицетворяющим мрак, отступают перед светлыми божествами, приходящими в мир на крыльях любви и вдохновения. Праздник Бельтайн, Самивизионос (Samivisionos) – символизирует время света и празднуется в течении полосы май-июнь по кельтскому календарю. 1 августа – праздник Лугнаса. Время урожая и жертвоприношений, собрания племён и принятия судьбоносных решений. Самайн знаменует смерть лета и отмечается 1 ноября. Год входит в новый цикл с началом зимнего посева. Власть тьмы усиливается в этот период, как и связь с загробным миром призраков. 21 марта – Весеннее Равноденствие, Праздник птиц, Mean Earraigh (ирл.). День празднования возвращения Весны и прилёта птиц, предвестниц возрождения жизни. Этот праздник, как и у всех арийских народов, связан со звёздами и с космическими сферами. Зодиакальный знак созвездия Ариеса знаменует возжигание жертвенного Огня, который очищает от грехов и всего отжившего в мире. В Кельтском календаре каждый месяц символизирует собой постоянный круговорот жизни и времени; каждый из месяцев наделён собственным именем, связанным с данным временным отрезком. В этом знании и умении пользоваться календарём, которым обладали кельты, заключалась большая мудрость, позволявшая жить в гармонии с природой, а в иных случаях и управлять её стихиями. Самионос (Samionos) – Падение зерна – октябрь-ноябрь Думанниос (Dumannios) – Темнейшие глубины – ноябрь-декабрь Риурос (Riuris) – Время холодов – декабрь-январь Анагантиос (Anagantios) – Время домоседства – январь-февраль Огрониос (Ogron ios) – Время льда – февраль-март Кутиос (Cutios) – Время ветров – март-апрель Гиамониос (Giamonios) – Прорастание – апрель-май Самивизионос (Samivisionos) – Время света – май-июнь Экуос (Equos) – Время коня – июнь-июль Элембиуос (Elembiuos) – Время исков – июль-август Эдриниос (Edrinios) – Время судов – август-сентябрь Кантлос (Cantlos) – Время песен – сентябрь-октябрь Гороскоп деревьев, цветочный гороскоп, входивший в сферу религиозных таинств третьей, самой высшей категории жречества кельтов – друидов, заключал в себе иноматериальные тайны растительного мира и его влияния на человеческий характер и судьбу. Например, как Гортензия (11.04 – 20.04), Георгин (21.04 – 30.04) Ландыш (01.05 – 10.05) сменяют друг друга, овевая характеры и души людей своим светлым магическим влиянием, так и другие цветы, каждые по-своему участвуют в жизни личности и всего племени, осуществляя сотворчество двух царств – Человеческого и Растительного. Друиды, с точки зрения мистики Розы Мира, и были служителями Стихиалей Мурохаммы и Арашамфа* в их европейском метагеографическом аспекте. Другие две категории иерархии жрецов составляли ваты, занимавшиеся предсказаниями и философскими аспектами бытия, и барды – поэты, воспевавшие деяния богов и героев. От жречества происходила и категория религиозного воинства. Этих воинов называли – русами. Кельты бились всегда, и бились с упоением. Это была их стихия. Со временем они научились и организации боевых порядков, хотя страсть, разгул эмоций и ярость бойцов чаще превалировали над холодным расчётом, каким должен обладать разум воина-стратега. Кельты были слабы в стратегии создания и укрепления собственной государственности в традиционном понятии этого термина. Этому способствовали присущая кельтам связь с Природой, инстинктивная тяга к свободе, походам и некоторое обожествление собственного племени, сакрализации всех сфер его жизни, в том числе ремесла. По мнению немецкого историка и философа Теодора Моммзема, кельтская цивилизация «в своих несовершенных попытках стремилась сделать опорой государства не город, а племя и его высшее выражение – нацию.» Закат кельтского господства в Европе начался в 121 г. до н. э., когда римляне захватили Южную Францию, и создали провинцию Нарбонская Галлия. Затем последовали поражения от германских и даккийских племён. Последнее вынудило кельтов навсегда покинуть Центральную Европу. Метаисторический взгляд на проблему, как видится, заключается в понимании иного значения миссии кельтской цивилизации, нежели в построении централизованного государства и, прежде этого, в становлении отдельной кельтской метакультуры, которой не было и нет, несмотря на огромный потенциал для перспектив её возникновения. Но огромный сплав магической, религиозно-мифологической и эпической составляющей Культуры кельтов породил духовные очаги, вошедшие в состав Метакультуры Северо-Запада. Этому послужила и христианизация кельтских племён, из лона которого явились в мир такие величайшие герои-праведники, как Титурэль, Парсифаль, Лоэнгрин. Герои-праведники, согласно мистическим легендам, возвели в небесных сферах священный Город Монсальват, укрепляя его могущество и славу на Земле. Ещё один наиважнейший аспект метаисторической миссии кельтского этноса, проявился в воплощении в мире великой души – странствующего рыцаря Титурэля, явившего в землях и в горних высях северо-западной Европы Дух и Кровь христианской религии… Её Завет… Свет Мира – Священный Грааль. Гора Спасенья — Монсальват, Воззвал к нему младой Аббат, Слуга Господний. Эту Кровь, И водрузил над ним покров Храни же наш земной очаг Рази копьём священным мрак, Цепи разрозненных эпох!» Прославлен был Единый в Трёх II Покинул мир сей Титурель. И в Небе Ангел Михаэль, Его в молчании встречал. Звучал торжественный хорал, А на земле царила ночь, Узрев греха земную дочь, Возликовал во тьме Клингзор. Он колдовал во чреве гор. Делил на части дольний мир. В кровь превращается эфир, Неслучайно в кельтских мифах явственно присутствуют такие символы, как золотая чаша Кона, котёл Дагды, золотая чаша Кормака, подаренная ему Мананнаном. Магические чудо-сосуды даруют своим обладателям волшебные дары и блага. Образ Грааля и легенды о нем, раскрываются в рыцарских куртуазных романах, таких, как «Повесть о Граале» Кретьена де Труа , «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха, готическая реализация кельтского мотива «Младший Титурель» Альбрехта фон Шарфенберга и, наконец, вагнеровская мистерия «Парсифаль». В мифах кельтов издавна было живо предчувствие о Святом Граале, о его явлении миру и землям кельтским, выраженное в пророчествах жрецов и легендах поэтов-бардов. И само предание о Святом Граале тоже родилось в недрах великого Кельтского Мифа, переданное в народ духовидцами и поэтами. 19.06.10. Неистребимо кельтское в крови! В восторге бурном. В сладости времен, В движенье танца, в дикости его. Неистребимо кельтское в душе! Душа, бушуй, как ветер синекрылый! Где расцветает тайна красоты Где не стихает музыка, и свет Неистребимо кельтское в тебе! Как две звезды в пустом полночном небе, 12.04.10. ВОЛШЕБНАЯ ШАЛЬ (поэма) В колыбели спит ребёнок, Пир гудит на всю столицу, Занят вождь делами клана, Фэйри слышит плач сынишки, Входит в спальню незаметно, Укачав спокойно сына, Уложила спать ребёнка, Вырос маленький Маклауд, Годы шли, враги крепчали, Дар небес в себе таила Как-то Дональды-соседи, Окружили сходу крепость Заметался вождь отважный, В час тяжёлый, в час опасный «Мало нас. Не сможем биться Вынул меч – и в бой кровавый В то мгновение он вспомнил, «Призовём на помощь небо, Взвился флаг над полем битвы, Чудом дивным умножая Страх нашёл на нападавших. Впали в бегство, с поля брани Долго праздновал победу Но не выдал тайну шали Злой разлуки ранил душу. … Неземная дева Фэйри Не спросив отца, на землю Повстречал принцессу-фею Но забыв про неудачу, «Здравствуй, дева-незнакомка! Дивной феи Данвегана, Обвенчались рыцарь с феей. С ними он прислал посланье Не пройдёт и трёх апрелей, Были счастливы, светились Год спустя родился мальчик Ликовали люди, феи, Сад цветущий, лес любимый. Не от порчи, не от сглаза И просила у супруга Больно стало видеть слёзы Отпустил в страну родную Миг последний их свиданья Стук сердец… Надежд последних Сонмы фей над ней кружили, 17.11.2016. Marat Shahman
Праздник Имболк приходится на ночь 1-го февраля и связан с окончанием зимнего владычества и прихода в мир весенней богини Бригиты. Это семейный праздник, когда богиня принимает молитвы людей и содействует им в умножении потомства.
Здесь приведены оригинальные кельтские названия месяцев года и их значение:
Кельтские воины – мужчины, а также женщины, отличались крепким боевым духом и были очень искусны в битвах. В битвах воины не жалели своих жизней и видели в сражениях смысл существования. Не случайно кельты завоевали и освоили такой огромный территориально-географический пласт, позволивший им существенно расширить ареал обитания кельтских племён.
I
В высоком Храме на Алтарь
Он возложил Святой Грааль.
Приняв из рук его стихарь:
«О, Титурель! Я Парсифаль –
Что не впитал древесный крест,
Ты в мир наш горестный принёс
Из звёздной россыпи небес,
Украсив свод венцом из роз.
Пока пылает в нём огонь
Во тьме несгинувших сердец!
Откуда мчит багровый конь
Слепого всадника в конец
…И вот исчез на миг тот Град,
И вместе с ним утихла речь…
Устами братьев. Монсальват
Занёс над тёмной бездной меч…
Вознёс над горной цепью дух,
Служеньем обоживший плоть.
Держащий ключ в десницах двух
От Замка, что укрыл Господь… –
И ликовал небесный сонм
Блаженных старцев и святых,
И пели ангелы псалом
О Правде Божьей первый стих!*…
Пал в жаркой битве Фримутель,
И соблазнился Амфортас,
Услышав нежную свирель,
Он в искушенье впал, в соблазн.
Замыслив гибельную месть,
Он укреплял над миром власть.
И выпускал на волю лесть,
И разжигая злобы страсть,
Но знак подал Святой Грааль –
Безвластию пришёл конец!
Выводит имя: Парсифаль… –
Над ним корону и венец.
Марат ШАХМАН
Как буйный век страстей неистребимо –
Страстей игры и озорства любимых –
В круговороте праздника любви.
Сменяющих себя поочередно.
В многоголосье сказочных имён,
Таящихся в язычестве природы.
В безумстве плясок. В музыке волшебной.
И в красоте телесной и душевной
Кудрявых дев, чьё имя – божество!
Как гул лесов, как звон цветов весенних.
Хоть позабыто многое уже,
Прекрасное не предано забвенью.
Гони стада и табуны вперёд! –
Туда, где опустевший небосвод
Хранит племен забытые могилы.
Чудесными узорами и пеньем,
Рождаясь в мир как первые цветы,
Порою пробужденные весенней.
Струится днем и ночью, проникая
В сердца живых, огнем их озаряя,
Далёких звезд в них оставляя след.
Как вольный горский дух, как свежесть ночи,
По-прежнему живет в моей судьбе
Тот ясный нрав… И огненные очи,
Влекут и манят бликами огня,
Ведут туда, где дух мой прежде не был,
Зовут в родное прошлое меня!…
Всеми в мире позабыт,
Словно брошенный котёнок
В люльке царственной пищит.
Стон волынок во дворах,
Кружат в пляске танцовщицы,
Ходят слуги на руках.
Нянька бросила дитя.
В синем небе Данвегана
Стражи Светлые летят.
И без ведома отца
Опускается на крышу
Данвеганского дворца.
Сына на руки берёт,
«Засыпай скорее, детка!», –
Песню тихую поёт.
В шаль укутала его,
И под купол балдахина
Призывая божество,
На прощанье подарив
Поцелуй, пропев тихонько, –
«Спи, мой мальчик, до зари…».
Овладел мечом сполна,
Бился он, как славный Лауд
В удалые времена.
Приближались ко дворцу.
И поведал тайну шали
Сын любимому отцу.
Эта шаль – волшебных чар
В ней жила святая сила,
Крепче всякого меча.
С кем вражду они вели,
Вновь уверившись в победе,
К ним с войною подошли.
И обрушили удар,
Разорвав защиты скрепы,
Учинив у стен пожар.
Видит – силы не равны,
Не идут на помощь Стражи,
Завывают псы войны.
К сыну с грустью он воззвал,
Что в порыве битвы страстной
Средь шотландцев погибал.
До победного конца.
Будем Господу молиться…
Сын, постой-ка за отца!»
С криком ринулся король,
Бил он слева, сёк он справа,
Презирая страх и боль.
Что в ларце хранилась шаль –
Дар от Фэйри – и промолвил,
Из последних сил дыша:
Поднимайте светлый флаг!
Вот обет: на месяц хлеба
Всем раздам, коль сгинет враг!»
Ярким светом волшебства
Осеняя путь убитым,
В стан небесный божества.
Храбрых воинов ряды,
Словно семя урожая
В тёплых нишах борозды.
Видя рати удальцов,
К месту боя подступавших,
Не спеша, со всех концов, –
Разбегаясь кто куда,
Позабыв о Данвегане,
О вражде с ним навсегда.
Клан Маклаудов, вином
Наполняя кубок медный,
Угощая каждый дом.
Никому упрямый вождь,
Вместе с сыном тосковали
По любимой Фэйри… Нож
Каждый день мученьем был –
Пенье звёзд небесных слушать,
Глас отверженной судьбы.
Полюбила сына гор,
В недоступных звёздных сферах
Воспылал любви костёр.
Устремилась в час дневной,
Воле царственной не внемля,
Облик приняла земной.
Малькольм-рыцарь поутру,
Без охотничьих трофеев,
Возвращаясь ко двору.
Вспомнив Фэйри ясный лик,
Нежных чувств своих не пряча,
Он воскликнул в этот миг:
Я искал тебя с тех пор,
Как услышал голос звонкий,
Как увидел ясный взор
Мне являвшейся во сне,
На пути в другие страны
В первозданной тишине.»
Два сапфировых кольца
Им посланник из Альфеи
В дар доставил от отца.
Двум влюбленным беглецам:
«Суждено вам расставанье!
Так угодно небесам!
Возвратится в дом родной
Дочь возлюбленная Фэйри,
Дар любви бесценный мой!»
Лица их весенним днём.
Речи грозные забылись.
Счастьем был наполнен дом.
У четы – наследник, сын,
Дали имя ему Арчи –
Благородный господин.
Пировал весь Данвеган!
Только грусть снедала Фэйри…
Запорошили снега
Льдом сковало всё кругом,
Невзлюбила фея зиму,
Вспоминала милый дом.
Тосковала вся в слезах.
Словно роза в медной вазе
Увядала на глазах.
Отпустить её домой,
Где спасенье от недуга,
Где отец её родной.
И страдания жены,
Пожалел её он грёзы,
И в преддверии весны
Фею добрую свою.
Не хотел вменять в вину ей
Жажду в милом жить краю.
Длился вечность на земле…
Наступило расставанье –
Скорбь разлуки на челе…
В грустных взорах огоньки…
Прозвучал призыв к обедне,
Взмыли в небо мотыльки.
Светлой радостью полны.
Ждал народ свою Реджину
У границ её Страны…