За окном бушевал океан. Волны накатывали на берег одна за одной, поглощая узкую полосу суши, словно бескрайнее войско, наступавшее на оборонительный форпост. За девятым валом плыли рыбацкие лодки, похожие на больших хищных рыб с заострённым кверху носом. Вдоль берега плелись верблюды и их погонщики в ожидании хоть какой-то работы. Но редкие посетители пляжа не спешили садиться в седло, с недоверием поглядывая в их сторону. Мы выезжали рано утром. Загрузившись в тук-тук или в ото по-местному, добрались до автобусной станции, откуда в группе с индийскими туристами -паломниками выехали на автобусе в путь. Не понимая ни слова из того что вещал в микрофон прикрепленный к нам доморощенный гид, только что освободивший рот от очередной порции бетеля, мы дико жалели, что не захватили с собой наушники. Гид или по-английски гайд, возвещал о великих временах былых эпох, заставляя слушателя, благоговея, предвкушать встречу с историей. Его речь напоминала проповедь священника, произносимую в состоянии экзальтации в храмовый громкоговоритель, с таким воодушевлением он рассказывал о великом наследии предков. Уловив несколько знакомых имён, таких как Ашока и название царства Калинги, зная в общих чертах куда именно мы направляемся, я сделал вывод, о чем говорил фанатичный поклонник бетеля на своем языке. ОМ Шакти Намаха! — прозвучало в глубинах подсознания. Тут же загудели сотни морских раковин со дна Индийского океана, заиграли флейты, забили барабаны в такт торжественной поступи Парвати, чей день длился миллионы человеческих лет. До этого, когда мы были в Храме Солнца в Конарке, я вспомнил свой давнишний сон, повторявшийся в похожих образах много раз, где я видел этот величественный Дом Сурьи, или же строение, чей облик явственно напоминал его. Я стою на высоких ступенях, а передо мной возвышаются ворота древнего храма, величественного и таинственного. Здесь же рядом молодая женщина — служительница храма, провожает меня теплым взглядом. Дальше разрыв во времени… И я снова ничего не помню. Снова голосит гайд. Мы едем в храм Будды, где вершил свой великий труд царь-подвижник, опора и защитник Калинги — Ашока. Золотые львы по четырем сторонам охраняют белоснежную обитель. Инду задумчиво смотрит вниз на долину. Будда лежит на правом боку, созерцая настоящее из прошлого и будущего. Четыре Будды, четыре сознания, четыре стороны света. Тело Индии — это Шакти, Женственное божество, — я начинаю понимать это. Ганга — Душа народа. А Океан? Ночью случился грандиозный шторм. Казалось сам Индра метал стрелы величественных молний по небу, ударяя в свой громогласный гонг, отчего становилось страшно. Варуна гнал волны к берегу. Словно нескончаемые тысячи рассвирепевших буйволов они неслись вперёд и вперёд, разбрызгивая пену из огромных рычащих пастей в разные стороны. ОМ Ишвара Деви Намаха! Люди следуют за богами, но не наоборот. Однажды Варуна привел за собой арийское племя, заняв, благодаря его активности и пассионарности, свое место в общеиндийском пантеоне. Впоследствии на первый план вышел Индра, возвысив через людей свой культ. Казалось теперь они соревнуются друг с другом, кто из них сильней и могущественней. Под утро все стихло, все снова стало Шанти Ом, как будто и не было этой ночной, исполинской схватки. Лишь непрерывно бегущие к берегу волны напоминали о непредсказуемости и гигантской силе стихий, на фоне которых человек казался рыбацкой шхуной в открытом море. Мы снова двинулись к океану. Перед глазами проносились мифические образы, связанные с великой стихией. Где новый берег ждёт меня, Тепло священного огня, Вдали спасительный маяк — Туда иду сквозь сон и мрак. Бушуют волны за стеклом, И мне не спится в этот час, Судьба испытывает нас, Когда темно, когда светло. Когда весь мир на волоске Повис, лишь выбор верный твой, Как факел огненный в руке Разгонит сумрак мировой… Марат Шахманов 14-18.06.2023. Пури, Орисса, Индия — Россия.
Не зная практически ни одного слова на английском, кроме ласкающих слух числительных, гайд с помощью жестов и скороговорочных фраз на родном орисском, попытался выудить с нас круглую сумму за свои услуги, но осознав, что его гайдовские услуги нам никак не пригодятся, сговорился на небольшие деньги, меньшие, чем платили ему индийцы. Отстоять свое право не платить за воздух нам помогла индийская пара из Лакхнау, приехавшая в Ориссу на уикэнд.
Инду — приятная молодая женщина, с тонкими чертами лица, замечательной улыбкой и большими карими глазами, — достаточно свободно говорила на английском языке. Она немного суетилась, приглядывая за своим маленьким сыном Дроу, но в целом выглядела богиней адекватности в этом океане беспорядка и всеобщей расхлябанности.
Ее супруг — банковский служащий, получивший недавно перевод в Калькутту, даже на фоне её казался образцом спокойствия и невозмутимости.
Вообще от пары исходила прямо-таки положительная энергетика. Особенно интересно было наблюдать за их взаимоотношениями, видно было, что они с уважением относятся друг к другу, при этом облекая трогательную заботу в ироничную форму.
Отправляясь в храм, Инду пообещала помолиться за нас Парвати, а после принесла прасад — горсть жертвенной еды для принятия в себя высшей божественной энергии. Нанеся на наши лбы тилаки, она повела нас в обход храма, куда вход иностранцам был закрыт, чтобы показать нечто поистине фантастическое…
То, что открылось нашим глазам с высокой площадки поражало воображение; нечто инопланетное возвышалось и ширилось в вертикально-горизонтальной проекции, отображая какую-то иную космическую реальность, надстоящую над этим необыкновенным местом. В архитектурном стиле храма Лингараджа казалось синтезировались образы всех известных древнейших культур, начиная от самой Атлантиды и малоизвестной цивилизации Гондваны, куда по некоторым сведениям несколько тысячелетий назад входил и запад современной Ориссы.
Я смотрел на храм формы космического корабля, внимая мантрам, доносившимся из его лона. Инду была рада, что сумела провести нас сюда в обход всех прочих лиц, способных хоть как-то воспрепятствовать нашему нахождению здесь.
На прощание мы обменялись подношениями; Инду и ее супруг угостили нас индийской едой и молочным напитком ласси, сделанным на манго, уравновешивающем все три аюрведические доши организма — Ватту, Питту и Капху.
Мистический Молочный океан или Самудра-мантхан — в процессе пахтания дал дэвам амриту, напиток бессмертия, благодаря чему они исполнились сил и трансформировав полученную от вселенной энергию, направили ее на сотворение новых миров и защиту их от асуров. Отголоски этого процесса проявляются каждый день здесь в Пури, на земле древней Калинги и ещё более древней Гондваны, где более семи тысяч лет назад Планетарный Логос начал великий духовный труд, превратившийся в Подвиг спасения человечества…