Самое наверное известное и фотографируемое место на Байкале — это скала Шаманка
Скала Шаманка (также мыс Бурхан, Шаманский мыс, Пещерный мыс) — мыс в средней части западного побережья острова Ольхон, оканчивается двухвершинной скалой, называемой «Шаман-скала».
Название мыса «Бурхан» появилось после проникновения в Прибайкалье в конце XVII века тибетского буддизма, отчасти заменившего шаманизм. Словом «Бурхан» буряты-буддисты стали называть главное божество Байкала. А мыс Бурхан со сквозной пещерой в Шаман-скале считался его обиталищем.
В самой скале находится сквозная пещера, которая так и называется Шаманская пещера. В своё время она была наиболее почитаемым святым местом на Байкале, которому приносили жертвы и давали обеты со времени появления первых шаманов. После распространения среди бурят тибетского буддизма пещера почиталась также и бурятами-буддистами. Ранее в пещере проходили шаманские обряды, а после в ней находился алтарь Будды.
А в настоящее время тут процветают обряды бескультурья. Святое место для множества людей исписаны надписями в стиле «здесь был…». Рядом предприимчивые дельцы жарят для туристов шашлыки или устраивают катки с развлечениями и играми.
В древности же на мысе Скала Шаманка совершались культовые жертвоприношения духу-хозяину острова Ольхон, который, по верованиям бурят-шаманистов, обитал в пещере мыса. Хозяин Ольхона был самым грозным и почитаемым божеством Байкала. Рядом с мысом в священной роще сжигали и хоронили шаманов.
Священная Шаман-скала со сквозной пещерой, куда имел право доступа только шаман, долгое время оставалась запретной, приближаться к ней и проходить сквозь неё никому не разрешалось. Первые исследователи Байкала в XVIII—XIX веках отмечали, что пещера на мысе Скала Шаманка вызывает «особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят; обычай приносить жертвы и давать обеты произошел от этой скалы. Нигде буряты не приносили в таком изобилии жертвы, как у беломраморной скалы Шаманка. От этих обычаев сохранилось множество интересных преданий». Известный российский учёный В. А. Обручев, исследовавший Байкал, писал по этому поводу: «…но всего замечательнее суеверный страх, который ольхонские буряты питают к пещере. Мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колёсах, а только верхом или в санях, почему в летнее время сообщение между западной и восточной частями Ольхона производится только верхом, да и то в редких случаях, так как буряты вообще неохотно ездят мимо пещеры; кроме того, в том случае, если в одном из родов есть покойник, членам этого рода, то есть целой половине острова, запрещалось проезжать мимо пещеры в течение известного времени; по этой причине мой проводник — бурят из Долон-аргуна довел меня до Хужира и вернулся назад, я же проезжал с другим крещёным бурятом мимо пещеры до улуса Харанцы и здесь взял другого проводника; на обратном пути было то же самое».
Женщинам запрещалось приближаться к мысу, и они обходили это место за две версты. Запрет для женщин проходить сквозь пещеру, по одной версии, связан с убеждением древних людей, что присутствие «нечистых и греховных» женщин могло осквернить чистоту священного места. По другой версии, этим запретом оберегали женщин, так как считалось, что посещение пещеры может осложнить роды — и потомства не будет.
На Шаманском мысе ольхонские буряты давали клятвы, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь, обещания об исполнении долга. Сюда приезжали бездетные буряты из разных регионов с просьбой о даровании детей.
По рассказам старожилов, в первом десятилетии XX века для молебствия около скалы приезжали сотни лам из дацанов Забайкалья. Ламы говорили, что в пещере мыса живёт монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные времена, ища спасения; что ламы из всех 34 действующих в Бурятии дацанов обязательно приезжают сюда молиться.
О пещере имеется много легенд, в том числе легенды о пребывании на острове Ольхон Чингиз-хана и повелителя монголов Гэгэн-бурхана.
Теперь же тут тысячи и тысячи туристов в основном из Поднебесной, кричат, смеются и фотографируют закаты даже не задумываясь какую древнюю историю хранит в себе Скала-Шаманка.
Ну и напоследок расскажу Вам легенду о том, почему скала называется Шаманка:
Когда-то, в стародавние времена, местные жители думали, что известный мыс Бурхан (скала Шаманка) таит в себе много серебра и золота. Каждый пытался попасть на мыс, чтобы завладеть богатствами, но близко к скале никто не мог попасть. И днем, и ночью путь к мысу хранила старая шаманка. Не давала она людям даже смотреть на него, насылала гром и молнии.
В конце концов, люди устали от неспокойной жизни и решили избавиться от злой ведьмы. Призвали они самых сильных и бравых богатырей и самых метких охотников. Они собрали несметное количество стрел, изготовили луки из крепчайшего дерева и стали решать, кому первому идти на шаманку.
Первым выпала честь богатырю Хоридою. Он выступил против ведьмы со стрелой, и та попала прямо в нее. Но не тут то было! Старуха встретила его со этой стрелой в руках и наказала больше никогда не возвращаться, не тратить силы попусту. Ведь Хоридой вызвался сразиться с ней ради выгодны, и потому не причинили его стрелы ей вреда.
Вторым пошел против шаманки богатырь Булагат. Прицелился он, и выстрелил старухе прямо в голову. Но и его стрела не ранила колдунью. Ведь ради славы богатырь решил пойти против хранительницы скалы и потому не смог ее одолеть.
Третьим вызвался идти искусный охотник, Эхирит. Меткий и ловкий, он решил, что уж его-то стрелы не пролетят мимо шаманки. И правда! Стрела попала колдунье прямо в грудь. Но взяла шаманка стрелу, сломала пополам и бросила их с такой силой, что звук от обломков звенел до самого утра. Поразился Эхирит силе колдуньи и предложил ей стать его женой. Отказалась она и исчезла.
Долго никто не видел старую шаманку. Но однажды она снова стала призывать темные силы, чтобы загремел гром, а на землю обрушилась страшная молния. Несколько дней бушевала стихия, пока не вышел из леса простой охотник и выстрелил старухе прямо в сердце. Непогода сразу утихла, появилось солнце, трава зазеленела. Так исчезла старая шаманка, а все сокровища ее скалы пошли на пользу людям.
Шаманку похоронили и поставили на верх ее могилы огромный камень, а мыс Бурхан так и прозвали «скала Шаманка».
Автор текста и фотографий: Егор Власов