Ушёл артист. Ушёл последним.
Года… мы скажем вновь: года…
Как говорили и тогда,
Когда ушёл столетний Зельдин.
Но сердцу хочется грустить,
В глаза его большие глядя.
Нам никогда не оценить
Печальной мудрости во взгляде,
Учившей чуть добрее быть…
___
Заслуженный деятель РФ Скандарбек Тулпаров рассказывал мне, что как-то получив травму на тренировке, он шёл, заметно прихрамывая, в родной Щукинский. У входа стоял Владимир Этуш, тогдашний ректор института. Заметив студента режиссёрского факультета из Дагестана, Этуш знакомым нам (если уже не родным) по «Кавказской пленнице» акцентом подозвал Тулпарова к себе и поинтересовался, что такое с ним стряслось. Выяснив ситуацию, он распорядился отвезти его на своей служебной машине в поликлинику, к доктору…
Вспоминая персонажей Владимира Этуша, многих из которых положительными в общем-то не назовёшь, понимаешь, что и внутри них он оставил свой, чисто человеческий свет, выделив зло, отрицательные черты в них в отдельно взятую карикатуру, явив зло в них, скорее, как их личное несчастие. Несомненно, это высшая задача актёра, играющего отрицательные роли, — демонстрируя злое, — не продуцировать энергию зла вовне, не проецировать её в души людей. А в случае с Владимиром Абрамовичем Этушем этого и не могло быть, потому что светлая энергия была первична в нём, переплавляя в своём горниле все отрицательные черты своих героев, благодаря чему они и не тянут душу актёра на дно.
Разгадка же этого феномена кроется в словах самого мастера:
«Без юмора я обойтись не могу — вся жизнь на нём построена.»
Мы, конечно, грустим, но тут же оказываемся не в силах сдержать улыбку, вспоминая слова Этуша:
«Смерть — это вещь конечно же неожиданная, но ожидаемая.»
Светлая память…
9.03.
Весь вечер вчера было печально на душе, весь день писал какой-то длинный печальный стих, как оказалось о Ките, попавшем под винты танкера… а вроде и не о нём…
А сегодня мысли и кажется, что ещё один Кит, на котором зиждился отечественный Театр уплыл в вечность…
Марат Шахманов