ДУХ ИНДИИ
(Записки — часть 1)
Прилетел в Дели ночью. Рано утром пересел на лоукостер Дели-Чандигарх. Чандигарх – центр Пенджаба, административно относится к Дели, город новый в индийской истории и относительно благополучный по индийским меркам, без сильных провалов в ямы бедности и нищеты. Чандигарх проектировал известный французский архитектор Ле Кобезье, пытаясь сделать его удобным для жизни горожан. Для меня он представлял удобство в плане дальнейшего марш-броска к подножью Гималаев, не Гархвальских, что, конечно, ближе, а туда, где сливается Ганга через свои ипостаси Алаканаду и Бхагирати, обрушиваясь на землю с небес…
В Чандигархе сел на автобус (похожий на советский «пазик») в Харидвар, который ехал мимо Курукшетры — места значимого во многих отношениях. Это и озеро Саровар — первое в череде творений Брахмы — центр притяжения паломников. И, собственно, само поле Курукшетра, где произошла битва между двумя гигантскими армиями Пандавов и Кауравов, правивших тогдашней Индией.
Как можно охарактеризовать это великое трагическое событие, как ни грядущая волна становления великого синклита Индийской метакультуры, чьи небесные обители пополнились сонмами праведных душ и героев, павших в очистительной битве. А то, что битва была искупительной жертвой, возвышением дхармы, — к этому сводится смысл слов Кришны в диалоге с Арджуной. Хотя с исторической точки зрения, если она вообще применима относительно этого, в немалой степени, мифологизированного события, — взгляд может быть совершенно иным, как и истолкование причин и последствий данной эпохальной междоусобицы родственных арийских племён.
Следующим важнейшим местом назначения в моём The Pilgrim way стал священный индуистский город Харидвар, он же Гангадвар, он же Майяпури. Ворота Бога на Земле.
Но реальное знакомство с Харидваром ещё предстояло. В этот же раз, сразу по приезду, я сел на автобус и без промедления отправился в Ришикеш — в город Риши (мудрецов).
Ришикеш считается мировой столицей йоги. В городе много ашрамов, храмов и культовых заведений. Много аскетов, посвятивших свою жизнь духовному служению.
Большинство из них живут на улицах, питаются в бесплатных столовых, принимают пожертвования от людей.
Их можно встретить во многих местах. Они неприхотливы, некоторые из них весьма любят курительные вещества, такие, как марихуана, что, вероятно, помогает им сосредоточиться на своих внутренних мыслях. Впрочем, им, безусловно, виднее, что важно для их состояния в процессе постижения неизвестного.
Знаменитый мост Лакшман-Джула и его хранители-обитатели. Здесь Ганга совершает стремительный поворот, формируя новую траекторию пути, и потому место считается наделённым сильной энергией.
В день по нему передвигается огромное количество людей, скутеров и мотоциклов, все спешат по обе стороны города.
Кто по делам, кто на занятия по йоге, кто в очередной трип, а кто-то наблюдает за всем этим движением сверху в ожидании угощений.
Мост Лакшман-Джула в Ришикеше возвышается над священной рекой Индии Гангой.
Утро и день в Ришикеше — в Городе Мудрецов
Пришествие Света
Священные коровы, собаки, обезьяны, подводные кузнечики, живые деревья… И все это под покровом Ганги и Сурьи (солнца).
Местные красавицы-коровки и вегетарианские собаки.
Здесь, в этих краях животные совсем неагрессивны, потому что в первую очередь люди неагрессивны по отношению к ним и справедливо считают грехом причинение вреда любому живому существу.
Стоит сказать, что Ришикеш и Харидвар абсолютно вегетарианские и безалкогольные города.
Здесь как будто пересеклись сильные космические энергии. Законы жизни, благодаря этике, поднятой на высокий уровень, меняют сознание прибывающих сюда людей. А тут весь мир. Своих проблем тут, конечно, полно, но каждый как будто выполняет свою собственную задачу здесь: у одних это саморазвитие, у других служение, у третьих кармические отработки и очищение. А есть люди те, кто просто отдыхает, «рафтит», занимается, трекингом, кемпингом, йогой, само собой, и ещё неведомо чем.
Если говорить о качестве цели, то мы понимаем, что глубинная память раскрывается в процессе поиска. Когда удается нащупать важные для сознания звенья, происходит переход на новый этап. Данную географическую зону, а по сути геокосмическую, откуда есть, пошла Земля Индийская, можно назвать колыбелью человеческих душ. Многие души, проходя круг перевоплощений, являлись или являются в мир здесь в Индии, и дальше расходятся по свету. Поэтому многих и притягивает сюда.
Никак нельзя не рассказать поподробней о здешних собаках. Тем более, многие из них стали уже знакомцами. Да, псы тут, как уже говорилось, тоже вегетарианские. Да, стройняги по этой причине, но в меру. Удивительно спокойные, доверчивые к человеку, дружелюбные и активные.
Я как-то выкладывал пост о собаках, их значении и роли в маздеизме. В шиваизме черный пёс (в противовес древнеевропейским символам) олицетворяет хранителя лингама. И на самом деле черный пёс появился в культовом месте аккурат на Наваратри. На фото его двойник, а может, и аватар.
На другом фото белая собачка, грациозная, как йогиня. А ещё бодрый оранжевый пёс и домашний сторож.
Васиштха-Гуру
По пути в Девапраяг оказался в удивительном, мистическом месте — в Васиштха cave — в пещере ведического мудреца, древнего арийского риши, жившего и творившего аскезу на берегу Ганги.
Неподалёку пещера супруги Васиштхи, легендарной Арундхати.
Дорога в Гималаи
Девпраяг, где через потоки Алакананды и Бхагиратхи соединяется воедино Ганга… На фотографиях заметно, что границы двух потоков в начале их выхода в единое русло не сливаются между собой и даже отличаются по цвету.
Письма Богу
То, что гуру, то есть доктор прописал — горы, ныряние в ледяной Воде, растительная пища, медитативная концентрация… Пусть станут прозрачными мысли как воды ручья на заре…
Шестой день.
Никаких туристических маршрутов и туров. Ездил увидеть ту самую настоящую Индию, которую не каждый примет в своем сознании и не каждый выдержит даже визуально, находясь рядом, в самой гуще событий. Но если Индия в вашем сознании или в сердце, как угодно, Вы принимаете ее такой, какая она есть…
Посетил Харидвар — один из священных городов Бхарата: одно из мест — древнейший гхат Хар Ки Паури, омываемый водами Ганги…
Обратная дорога вела не по трассе, а по дороге на границе с джунглями, где не советуют ездить ночью, потому что там водятся дикие слоны и даже тигры. По пути встретил слонёнка… А чуть дальше маленькую змейку прямо на дороге, пришлось спасти ее, иначе попала бы под колеса…
А вот проблема использования слонят на работах тут, как я понял, существует. Вроде бы власти борются с этим, но не знаю насколько успешно. Сделал небольшой донейшн слонёнку. Надеюсь, эти люди, наконец, поймут, что нельзя эксплуатировать животных.
О грязи на улицах
Грязи может в Индии и больше, чем в той же России, но скверны меньше чем в других странах вместе взятых..
Тут в поселениях в горах нет мусорной грязи, есть бедность, но и та не греховная. Здесь много тех, кто живёт на пожертвования, исполняя предписанное, когда человеку надлежит жертвовать тем, кто посвятил себя образу жизни садху. Но не все садху — настоящие садху, однако это не меняет отношения людей к милостыне. Ганга здесь чистая, вдобавок регулярно идёт ее очистка. Нет такого, чтобы люди бросали сюда мусор, или ещё чего-то кроме цветов подношения. Да, купаются, моются и то не везде. А кто не купается в своих реках и не моется?!
Древний Харидвар
Гат Хар Ки Паури, куда упали капли божественного нектара из кубка, который нёс Гаруда.
Здесь по легенде пролились капли божественного нектара Амрити
Гендерное равноправие
Возникают вопросы об отсутствия равноправия между мужчинами и женщинами. Наверняка, эта проблема существует. С другой стороны многое меняется, тут женщины, девушки имеют все права, в том числе ездят за рулём авто и скутеров, ведут свой бизнес. Те, кто живёт старинными традициями, тот, как правило, и следует им. В современных семьях у индийцев равноправие. В архаичных — как и везде в патриархальных обществах, хотя при этом, культ матери и женственного начала выше, чем где бы то ни было на свете. А если говорить о правах обслуживать в кафе и ресторанах, то, да, обслуживают, в основном, мужчины, а не женщины. Наверное, это некая привилегия, недоступная женщинам. При всех минусах и проблемах, здесь женщина, мать очень уважаема. Частая картина, когда дети проявляют уважением к своим матерям. Сами индусы признаются, что женятся на всю жизнь и очень любят своих жён и детей.
Так что все это больше домыслы о плохом отношении к женщине. В стране, где женщина много лет была президентом, не может быть дискриминации по отношению к женскому полу.
Главный бич это, скорее, бедность, она уравнивает и мужчин и женщин.
Наваратри
Игра красок в финальный день Наваратри, когда победа Света озарила землю и небо Бхарата…
Божьи коровки
Пока еду в Дели, скажу пару слов о «божьих коровках», т.б. о самых главных персонажах индийского животного пантеона — священных коровах. Здесь у них, если не рай, то одна из перевалочных станций на пути к нему. Они тут везде. Приезжие время от времени подкармливают их, поэтому они так любят сновать в людных местах, не обращая внимания на кружащиеся у них под боком надоедливые байки и скутеры. Сам я тоже решил приобщиться к этому процессу, отдав часть своих дорожных припасов, состоявших из бананов и мандаринов, этим дивным травоядным созданиям.
Возвращаясь поздним вечером с Рамджулы (нетуристической части города, где проходят пуджи и арати), увидел такую картину: из калитки вылетает не пожилого возраста садху, овеянный по контуру ауры канабисным дымком и, размахивая вовсю руками и железной кружкой в одной из них, прогоняет корову подальше от забора, сопровождая свои действия гневными фразами на хинди.
О, сад’у, — кричу я ему, — Говинда из гуд! Кау гуд! Ю а сад’у… — из серии: как ты можешь животину-то гнать, ты же мудрый человек, донт тач, и тому подобное.
Тут садху на хорошем, не в пример моему, английском отвечает, демонстрируя искренний, горячечный порыв:
— А что мне ещё с ней делать? Каждый день, каждую минуту она ошивается тут у моей калитки! Как не выйду, она тут как тут! Я уже не знаю, что мне с ней делать, она просто преследует меня!
Рассмеявшись ему в ответ, я подумал: а хорошо я перевел: ошивается. Значит, находится у Шивы. И следом увидев целое коровье семейство, возлежавшее на пустыре перед рекламным стендом какого-то местного йога-гуру, пришел к выводу: если корова не отстаёт от садху, значит, она связана с ним одной судьбой. Да, она его карма, её олицетворение, а он гонит её от себя подальше, не пытаясь разобраться в причинах необычного поведения священного животного. Странно, а может, в прошлой жизни она была его… Впрочем, нет, не буду продолжать…
Эх, сад’у, ничего ты не смыслишь в коровах! А вот Шива, он каждую свою коровку бережет и по имени знает. Вот они и «ошиваются» тут повсюду, ждут пока Махадев не позовет их в их коровий рай. Прекрасные создания, что тут скажешь ещё…
Каждое существо — отдельная судьба. Каждый получает долю своего внимания и заботы. Таков Закон Милосердия.
В Дели!
Коротко на ходу, подпрыгивая в моторикше.
Дели с самого начала это огромное испытание. Нескончаемые потоки машин, байков, рикш, людей и животных. И даже нырнув под землю, ты попадаешь в толпу людей, особенно, если это час-пик. Не знаю, в какую карту метро я смотрел, явно не в индийскую, но чтобы добраться до старинной, крупнейшей в Индии мечети Джама Масджид, я умудрился выйти на станции Chandni Chowk, наверное самой загруженной в мире улице, вдоль которой растянулся знаменитый одноименный местный базар.
Выйдя из метро, я тут же угодил в практически неподвижную людскую массу, пройти которую было невозможно. (Видео не передаст всего безнадежья этого кошмарного, другими словами не назовешь, трафика) Все стояло, вернее двигалось, но миллиметровыми шагами. Я продирался, как и другие участники процесса, вперёд, принимая этот черепаший марш-бросок, как должное испытание. Протиснуться было неоткуда, представляете, неоткуда! все стояло, кипело, бурлило, кружилось, сигналило, гудело, заодно с этим шла активная торговля. Поток казался нескончаемым. На руках у взрослых я замечал совсем грудных ещё детей. Куда же они?.. Вдобавок ко всему, сегодня был день спайси, если я правильно понял, какой-то особый перцовый день, что добавляло дополнительной остроты ситуации. Казалось, я отсюда не выберусь до самой ночи, но сдаваться и поворачивать было нельзя, нужно было дойти до цели, до этого творения рук великих моголов, от величия которых остались только воспоминания и эта монументальная мечеть 17-го века, построенная одним из покинувших сей мир несколько веков назад могольских правителей. И вот я наконец добрался до цели, пробивая себе дорогу то плечами, то руками, то рюкзаками, висевшим на мне, как два спойлера с обеих сторон.
То, что этот высокоскоростной забег был необходимым испытанием, в устроенном мной себе квесте, я убедился взяв на обратном пути велорикшу с той целью, чтобы он довёз меня до метро. Метро (вот это поворот!) с одноименным названием находилось совсем рядом. Оказалось я вышел совсем не на той станции. И тут я понял одну важную вещь: где-нибудь в другом месте, люди наверное бы начали панику, толкотню, давку, потасовку, грандиозное побоище, но не здесь. Уровень агрессии, несмотря на безвыходную даже для индусов ситуацию, был крайне низок. Это парадокс, который удивил меня больше всего…
Впереди меня ждали Дом Ганди и Лотос Темпл…
На самом деле многие вещи знаковые в Индии. Это наверно уже знает или слышал каждый. Такой, может быть, незначительный момент, но весьма знаковый. За все время пребывания тут, я делал пожертвования (донейшн) на улицах, в меру своих возможностей, конечно, от себя. В последний день, когда я уезжал в аэропорт, я попытался использовать смарт-карту (проездной в метро на целый день), купленную накануне, но на аэропорт-линии она не валидировалась. Пришлось покупать отдельный жетон. Порывшись в карманах я обнаружил там последние 40 рупий. Доистратив, наконец, последние индийские деньги, остававшиеся у меня, случайно не заметил этих нескольких задрипанных купюр. Но жетон на авиа-лайн, как оказалось стоил 50 р. Супер, где взять теперь недостающие десять? Я разочаровано развожу руками, говоря кассиру (или кто он там), что донтхэвманимор. Ок, — понимающе глядя на меня, отвечает он и выдаёт мне жетон. То есть, он сам доплатил за меня, и неважно, что я оставил ему свою смарт-карту с бесплатными поездками, ему она вряд ли нужна, важно то, что кассир сам доплатил свои деньги, пусть и мизерные. Где такое возможно?!
Да, в крайнем случае я мог бы расплатиться картой, если эта опция была предусмотрена, но это уже все неважно, важен сам факт, действие и отдача…
В доме у Махатмы
И в завершение сегодняшнего дня несколько фотографий из дома Махатмы Ганди, где он жил и где был смертельно ранен. Это тот великий человек, который сумел объединить вокруг себя и индуистов, и мусульман, и христиан, и основать независимую Индию. И как подтверждение этих слов, среди людей посетивших его Дом, из тех, кого я застал за час до закрытия, были и англичане, и индусы и мусульманская семья.
Здесь витает дух Махатмы Ганди…
Благодарю Бога за то, что смог побывать в доме Махатмы Ганди. В доме, где он жил, где творил историю, где ушёл из земной жизни в вечную… Великая Душа, великий Учитель, Друг и Наставник, которого в Индии почитают последователи всех религий. Доехал я до него буквально за несколько часов до отлёта из Дели, примерно за час до его закрытия. Вопрос, зачем я так спешил? Я очень хотел коснуться места силы, где зарождалась свобода, где величайший воин духа учил освобождению без войны. Я хотел услышать биение его сердца…
В ролике мои беглые съёмки внутри дома-музея, к которому я пробирался, толком не зная дороги… но, как всегда, на выручку в этой стране явились незаменимые, вездесущие рикши…
Цитаты Ганди:
«Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире.»
«Умение прощать — свойство сильных. Слабые не прощают.»
«О величии нации и ее моральном прогрессе можно судить по тому, как она обращается с животными.»
«Сила не зависит от физических возможностей. Её источник — неукротимая воля.»
„Я — индуист, я — мусульманин, я — иудей, я — христианин, я — буддист!“
„Единственный способ жить — это давать жить другим.“
«Любовь никогда не требует, она всегда даёт. Любовь всегда страдает, никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя.»
«Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории.»
Отголоски Наваратри… Возвращаясь к прожитым мгновениям…
— Они, что молятся? — спрашивают у меня люди, реагируя на эти фотографии.
— Думаю, здесь всё молится… Люди, животные, растения, камни… Река, звёзды, ветер, рассвет и закат…
Молятся, танцуя, молятся, готовя пищу, молятся, торгуя, молятся, молясь…
Марат ШАХМАН