Главный герой – Костя, страдает от зависимости, хотя он и не считает, что регулярные возлияния это уже де-факто алкоголизм, внутренне он осознает, что при таком ритме событий инерция падения неотвратима. Его девушка Юлька рядом, но и она не в силах оградить его от коварной страсти. Единственный способ повлиять на Костю, уложить его в реабилитационное учреждение, где, как она надеется, ему помогут, обязательно помогут. Но панацея ли принудительный способ лечения, да еще в месте, которое может оказаться совсем не райскими кущами и даже не чистилищем?.. Премьера спектакля Марата Шахманова «ReбухаLove (6 цитат Канта)» по авторской пьесе в Москве! В роли Кости: Никита Кондратенко Продюсер — Егор Власов REбухаLove – это трагикомедия режиссера Марата Шахманова об отравляющих жизнь зависимостях и сломе человеческой души. Зритель как бы заглядывает в жизнь главного героя, Кости, через приоткрытую дверь, погружается в происходящее и узнает о личных травмах других пациентов реабилитационного центра. Безусловно, в спектакле сочетается трагизм и юмор, который разбавляет удушающую атмосферу больницы. Основные события происходят в реабилитационном центре: шесть пациентов сидят в своих «камерах», проживая одно и то же день за днем до тех пор, пока не появляется Костя. Он – символ надежды для пациентов больницы, все герои тянутся к нему, каждый по своей собственной причине. Костя – творческая личность, по деталям декораций можно сделать вывод, что он пишет картины (кстати, как позже выясняется, его мать тоже рисует, очевидно его работа – ее влияние). Фигура матери занимает важное место в жизни Кости. Она – единственная, к кому герой относится с трепетом и благоговением, о ком заботится. Мужчина готов пойти на все, чтобы связаться с матерью, которая попала в больницу с сердечным приступом по его вине. Ради единственного звонка он идет на измену своей девушке, Юле, с медсестрой Аленой Сергеевной. Мне, к сожалению, не хватило рефлексии персонажа по этому поводу. Вообще, отношения главного героя и женщин вокруг него заслуживают отдельного внимания. Костя самовлюбленный человек, он привлекателен и в полной мере осознает это, когда в корыстных целях сближается с Аленой Сергеевной. Тем не менее, он до финала не испытывает угрызений совести по этому поводу. В спектакле все выглядит так, будто он возненавидел Юлю за то, что она упекла его в лечебницу, но по возвращении домой Костя расстраивается, когда узнает, что она ушла от него. Тем не менее, эти чувства быстро испаряются и он переключается на поиски Алены Сергеевны, любовь и вину к которой вдруг осознал. Лично я не поверила в эмоции главного героя, в спектакле это получилось поспешно и оттого скомкано. Возвращаясь к началу, Костя попадает в реабилитационный центр не по своей воле и сопротивляется лечению, не осознавая, что оно необходимо ему. К сожалению, на протяжении всей постановки герой так и не осознает этого, не принимает помощь, а вместо лечения устраивает вечеринку (подбивает на нее и других пациентов, подставляя их), которая оборачивается катастрофой. В следующий раз мы видим Костю полностью здоровым, очевидно, что на него сильное влияние оказали произошедшие события, но вся рефлексия остается за кадром, что очень жаль. В финальном эпизоде мать предстает перед зрителями не как образ в голове Кости, а как реальный персонаж. Она набожна и помогает сыну найти на путь к Богу: «Я поведу тебя. Как в детстве. Помнишь?». Алена Сергеевна на мой взгляд недостаточно проработанный персонаж. У меня сложилось впечатление, что она – безвольная кукла в руках Вагина, но когда его нет, то девушка «выпускает когти», огрызается на пациентов лечебницы. Очевидно, что она изголодалась по любви и поэтому легко поддается на манипуляции Кости, хотя по началу, как и Вагин (безусловно, его влияние на нее велико), принуждает его к связи сама. То есть, у зрителя создается образ «суки» в больнице, но в финале она вдруг кардинально меняется и предстает в образе Богоматери. Видимо, здесь не хватает деталей, позволяющих считать ее внутренний мир на протяжении всей постановки, чтобы действительно отождествлять ее героиню с Девой Марией. Анита Альбертовна альтер эго которым является Ахматова – интересный персонаж, который в некоторых сценах противоречит себе: сначала она советует Косте присмотреться к Алене Сергеевне для того, чтобы добиться некоторых привилегий, а позже ругает его за то, что он обхаживает медсестру. Не совсем ясно, было ли это сказано из ревности или же так раскрывается биполярное расстройство героини? Очевидно, что местная Ахматова заинтересована в Косте, с которым изначально сближается на фоне его интереса к философии и поэзии (прочие пациенты центра устали от ее стихов и постоянно затыкают героине рот, поэтому Костя для нее как глоток свежего воздуха, хотя спустя время и он отмахивается от ее поэзии). Ее личная история раскрывается в диалогах с главным героем и так зритель узнает, (СПОЙЛЕР) что она потеряла ребенка в младенчестве. К сожалению, лично мне не хватало времени, чтобы погрузиться в историю каждого героя, начать сопереживать ему, хотя казалось бы – два с половиной часа длился спектакль. Резкая смена настроений героев не способствовало тому, чтобы я, как зритель, прожила их травмы вместе с ними и разделила их боль. В один момент мы узнаем, что именно сломало каждого из пациентов, а в другой настроение сцены меняется на совершенно противоположное. Отдельно хочется поговорить об образе Лукреции или же Люси, как ее называют пациенты реабилитационного центра. На мой взгляд, это самый проработанный персонаж в истории как на уровне костюмов, так и на уровне пластики, мимики. Все в героине буквально кричит о ее творческом, сломленном потенциале, о том, что она не в себе: нервный тик, плавные, оторванные от настоящей жизни движения, будто она танцует бесконечную сольную партию в балете. Она – артистка и больница продолжает быть для нее сценой. Даже ее (СПОЙЛЕР) смерть сценична, показательна, что прекрасно отражает характер персонажа. Зрителю до конца не ясно, убьет ли она себя или же Алену Сергеевну за то что та, по ее мнению, способствовала переводу Лукреции на второй этаж, а также за то, что Костя выбрал из всех женщин центра именно медсестру. Образ Комбата, у которого в пьесе даже нет собственного имени, заслуживает внимания. То, как все герои обращаются к нему, «Батяня Комбат», полностью характеризует его, как личность. Он по отечески заботится о всех пациентах, берет их под «свое крыло». В этом отражается его тоска по сыну, хотя казалось бы, такой твердолобый, черствый персонаж. Но его отношение к своему ребенку вызывает трепет и умиление. То, как он ждет воссоединения с сыном и готовит ему подарок – боксерские перчатки (возможно, автобиографические мотивы режиссера?) – на секунду заставляет поверить, что такого стимула будет достаточно, чтобы победить зависимость. (СПОЙЛЕР) Но, к сожалению, он рискует свободой и появляется на злополучной вечеринке, чем оттягивает момент воссоединения. Даня рокер на первый взгляд веселый персонаж, но глубоко внутри у него скрыты собственные сокровенные переживания о реализации себя, как музыканта. Вновь возникает мимолетный образ матери, перекликаясь с историей главного героя. Я считаю, что у этой линии есть большой потенциал, ведь персонажа, как и историю делают детали, поэтому мне не хватило раскрытия этой линии в спектакле. В реабилитационном центре всем «заправляет» доктор Вагин – местный садист, который использует окружающих в собственных целях. Пациенты для него – не люди, а объекты для экспериментов, испытаний его «особой методики». Вагин настолько сосредоточен на своих идеях, что не заботится о сохранности таблеток в больнице, постоянно оставляя их на виду, словно намеренно провоцируя срывы. Он также, пользуясь своим служебным положением, принуждает медсестер к близости. Вагин не терпит отказов, за что одна из пациентов больницы, Лукреция, поплатилась – ее перевели на второй этаж – место, откуда пациенты не возвращаются к обычной жизни, не исцеляются. Садизм Вагина проявляется также в отношении его подопечных – по его приказу их бьют электрошокером. Соответственно, когда реабилитационном центром «правит» такой человек, больные просто не имеют возможности получить должную помощь, они обречены на вечное пребывание в ненавистных стенах. К счастью, я не была в ситуации, когда близкий человек – алкоголик, но тем не менее я не верю Юле, когда она так спокойно, даже «спустя рукава» реагирует на белую горячку своего молодого человека. (СПОЙЛЕР) Я не видела животного страха в ее глазах, когда Костя напал на нее с ножом, хотя ситуация полностью располагала к панике – рядом с тобой человек, который готов опуститься на самое дно, чтобы достать новую бутылку, человек, который себя не контролирует. На сцене она будто амеба, поэтому волевое решение отправить Костю на реабилитацию не соотносится с характером персонажа и вызывает вопросы. Образ Белки, как мне кажется, получился более удачным. Она игрива, хитра и не серьезна, даже эгоистична – ее интересует только то, что герой должен продолжать пить во что бы то ни стало. Не могу не отметить, что меня порадовало то, что герои продолжают жить сценическую жизнь, когда фокус внимания зрителя смещается, все это выражается в мелких деталях: подергиваниях, нервных тиках, стихах, что постоянно пишет Ахматова или беззвучной игре на гитаре рокера Дани. При этом, мне не хватило деталей в декорациях спектакля. В какой—то момент я подумала, что шестой пациент – «зайчик» – повяжет на номере своей «камеры» петлю, что отлично бы вписалось в незримо присутствующий образ смерти, но этого не произошло. Отдельно хочется поговорить о Канте, шесть цитат которого вплетены в реплики персонажей. На мой взгляд, они были здесь просто потому что, возможно для красоты или насаждения глубокого смысла. То, что позже, в финале, внезапно появляется образ Бога и библейские мотивы мне также показалось неожиданным, хотя к философии Канта безусловно можно подвести эту тему, но точно не в том проявлении, как было показано в спектакле. …Безусловно, не во всем должна быть мораль, но в теме зависимости и ее пагубном, отравляющем влиянии на жизнь человека она сама собой напрашивается. Это можно было бы передать через рефлексию и сожаления Кости или же через собственный выбор встать на путь исцеления одного из персонажей, но все они только скорбели по своей былой жизни, считая, что по какому—то недоразумению оказались в реабилитационном центре и помощь никому из них на самом деле не нужна. …Возможно, стоило сфокусироваться только на истории главного героя, а прочие персонажи способствовали бы этому раскрытию через собственные трагедии (как, например, перекликающийся образ матери в истории Дани и Кости). В таком спектакле хорошо бы вписался прием ненадежного рассказчика, через призму которого мы, как зрители, смотрели бы на все происходящее, а после выхода со спектакля ставили под сомнение действия героев, задаваясь вопросом «а как было на самом деле?». Подводя итог можно сказать, что спектаклю есть, куда расти и есть, над чем работать в будущем. Хотя видно, что была проделана большая работа в сжатые сроки – две недели репетиций на сцене, за что нельзя не похвалить как режиссера, так и актеров. Наталья Галанкина 6 цитат Канта. М. Шахманов Трагикомедия в одном действии Theatrum Philosophicum Peregrinorum 2023 Действующие лица: Костя – новоиспеченный пациент реабилитационного центра для алкоголиков, наркоманов, игроманов и прочих депрессивных субличностей. Человек творческий, чаще неуравновешенный, любит пожалеть себя, страдает мало умеренным нарциссизмом. Начинал как артист цирка, в дальнейшем служил в театре, откуда был изгнан за беспрерывные пьянки, после чего устроился ассистентом скульптора в мастерскую художников, где у его матери Валентины Андреевны были знакомые мастера. Доктор Вагин – латентный садист, любит «поковыряться» во внутренностях пациента, порой доводя их до отчаянья. Считает это терапевтическим методом лечения. Коренаст, брит наголо, с холодным взглядом и жесткой, не без доли цинизма улыбкой. Алёна Сергеевна – медсестра РЦ, добрая в глубине души молодая женщина, к пациентам относится с жалостью, но чаще всего не может преступить требования руководства центра, чувствуя себя марионеткой Доктора, от чего нередко испытывает душевные муки и угрызения совести. У пациентов есть подозрение, что она играет двойную игру и на самом деле исполняет волю доктора Вагина. Юлька – она же Белка. Девушка представляющаяся главному герою в различных образах, персонифицированная «белая горячка» главного героя, одновременно его подруга в реальности. Анита Волкогонова – поэтесса, красивая брюнетка со строгим греческим профилем, большими карими глазами и томным взглядом. Представляет себя наследницей поэзии Ахматовой, порой полностью отождествляя себя со своим кумиром. При любом удобном случае читает её и свои стихи, даже тогда, когда её никто не слушает. В РЦ попала по причине запоев на фоне несчастной любви. Даня-Рокер – пациент РЦ, отождествляет себя с личностями известных рок-музыкантов, в зависимости от настроения. Был помещён в РЦ своим же импресарио, во избежание полного шваха в делах и в карьере начинающей рок-звезды. Играет на гитаре. Лукреция – или Люся, пациентка РЦ, отождествляет себя с древнеримской героиней легенды об изгнании этрусских царей. На этой почве начала пить, причём исключительно столовое вино, от чего быстро стала спиваться и видеть галлюцинации. Обладает редким хореографическим талантом. В прошлом балерина, после работала танцовщицей в данс-клубе. Имела опыт насилия, пострадав от рук своего же молодого человека. Находится в бесконечном процессе излечения. Валентина Андреевна – мать Кости, художник-самоучка, верующая, любит сына, добрая, бесхитростная одинокая женщина, трудничает при монастыре. Комбат – экс-капитан Баглаев, участник горячих точек далеких лет, имеет контузию, носит тельняшку и камуфляж. Разжалован в старшины за жестокое обращение с провинившимися подчинёнными. Страдает запоями и временной потерей рассудка. Подвержен психическим срывам и, в то же время мгновениям разумного существования. Он, можно сказать, стабильный обитатель РЦ. К другим невольникам «Ребухи» Комбат относится по-отечески снисходительно, время от времени вынуждая остальных почувствовать себя в армии на передовой. Любит «строить» неразумных отроков, но исключительно, как он считает, в воспитательных целях. В меру уважаем санитарами и прочими работниками РЦ среднего звена. Санитары РЦ: Первый – бывший пациент РЦ. Не лишён сочувствия к пациентам Ребухи, мечтателен, отчасти сентиментален. Второй – преданный своему делу служака, крепкий физически, невозмутимый в любой ситуации. Пациенты Ребухи ________________________________________________________________________________________ Прим. авт. Ребуха – это реабилитационный центр, общее сленговое название. Re – это «снова», «повтор», «рецидив», а также «касательно», «по вопросу» бухалова (бухаLove). Тема «бухалова», пьянства основная, она нерв пьесы. Love – это любовь в Ребухе, тот луч света в темном царстве, событие, чувство, которое лежит в основе помыслов героев и сверхзадачи спектакля. 2. Шесть (6) цитат Канта символизируют условных 12 шагов – программу, применяемую в лечении зависимых в РЦ. Расшифровка цитат Канта в связи с 12 шагами реабилитации: «Гений – это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться.» – Вера в своё могущество, раздутое самомнение героя. «Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?» – Попытка обращения к Высшим силам. Самоуничижение. Шаг к осознанию своего настоящего положения. «Из такого искривленного дерева, как то, из которого сделан человек, нельзя сделать ничего прямого.» – Признание своей беспомощности. Понимание необходимости изменения собственной природы, даже, если это непосильная задача для самого человека. «Sapere aude! Имейте смелость использовать свое собственное понимание»! – Поиск себя, пробуждение воли. Разрыв паутины зависимости. «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой — отражающиеся в ней звёзды.» – Смена фаз сознания, изменение мировоззрения, сравнение себя настоящего с прошлым. Внутренний анализ. «Мочеиспускание — единственное из удовольствий, после которого не мучают угрызения совести.» – Признание своей ничтожности и порочности. Самоирония героя, крик отчаяния, который он пытается заглушить ею. (15.03.2024)
Юлька (Белка) — Екатерина Егорова
Медсестра центра Алена Сергеевна — Екатерина Головкова
Мать — Наталья Буря
Лукреция (Люся) — Анастасия Ермолаева
Доктор Вагин — Алексей Савин
Анита Волкогонова — Сабина Мусалимова
Рокер — Александр Ерахтин
Комбат — Сергей Воробьев
Санитар-1 — Артём Черевков
Санитар-2 — Даниил Соловьёв
Исполнительный продюсер — А. Ермолаева.Критика
ReбухаLove.
Видео спектакля